Следующие три года российские авиаперевозчики могут воспользоваться специальным налоговым режимом в отношении ввоза некоторых типов воздушных судов. Обнуление таможенных пошлин и НДС позволяет авиакомпаниям экономить при ввозе самолета до 40% от его стоимости или около $1 млрд. в год. Это, несомненно, расширяет возможности перевозчиков по пополнению и обновлению парков воздушных судов и стимулирует развитие рынка пассажирских авиаперевозок. Какое дополнительное значение для рынка несет специальный налоговый режим?
В конце февраля Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) продлила действие налоговых льгот для авиакомпаний стран Таможенного союза, освободив от уплаты таможенных пошлин и налогов ряд пассажирских самолетов иностранного производства, ввозимых на территории России, Казахстана и Беларуси до 1 января 2017 г. Данное решение позволило авиакомпаниям эксплуатировать условно освобожденные от уплаты таможенных пошлин воздушные суда до конца 2021 г.
“Согласно текущему законодательству некоторые группы воздушных судов иностранного производства облагаются таможенными пошлинами и НДС, в результате чего стоимость импортированного ВС увеличивается почти на 40%. Ранее заградительные пошлины действовали и для самолетов типа Boeing-737 и AirbusA320 в моноклассной компоновке вместимостью свыше 170 кресел, которые являются одними из популярных среди перевозчиков региона, а также наиболее подходящими для лоу-кост перевозок. Учитывая динамику развития местного рынка авиаперевозок, речь идет о миллиардах долларов, уплаченных авиакомпаниями при ввозе самолетов в последние несколько лет”, – комментирует ситуацию Тадас Гоберис, генеральный директор AviaAMLeasing.
В 2010-2013 гг. число пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями, увечилось почти на 50% – с 56,95 млн. до 84,56 млн. человек. В этот же период перевозчикам было поставлено примерно 460 новых самолетов, 90% из которых – зарубежного производства.
В соответствии с решением ЕЭК о продлении специального налогового режима на ввоз пассажирских судов иностранного производства был также расширен перечень освобожденных от уплаты ввозных пошлин самолетов. В частности, налоговые льготы были распространены и на воздушные суда вместимостью 170-219 кресел (включая Boeing-737 и AirbusA320 в моноклассной компоновке). Решение ЕЭК отражает стремление государств оказать поддержку местным игрокам рынка в их дальнейшем развитии при отсутствии серьезных альтернатив со стороны местных производителей.
Российский рынок воздушных перевозок обладает значительным потенциалом для развития. Только в первом квартале пассажиропоток российских авиакомпаний вырос на 9.7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Группа “Аэрофлот” планирует в 2014 г. увеличить пассажиропоток на 15-20%, развивая серьезные и амбициозные проекты. К примеру, недавно сформированная дальневосточная авиакомпания “Аврора” планирует расширить маршрутную сеть почти в 18 раз в следующие 5 лет. Кроме того, лоу-кост проект “Аэрофлота” – авиакомпания “Добролет” – которая планирует начать операционную деятельность в середине года, будет эксплуатировать самолеты типа Boeing-737NG в моноклассной компоновке 189 кресел, которые как раз попадают под специальный налоговый режим.
“Несмотря на обнуление таможенных пошлин на многие типы воздушных судов, самолеты вместимостью 50-110 мест по-прежнему облагаются ввозными пошлинами и НДС. Во многом это связано со стремлением государств Таможенного союза поддержать развитие собственных продуктов авиационной промышленности. Кроме того, остается большая вероятность того, что налоговые льготы для самолетов вместимостью 170-219 кресел будут упразднены после успешного старта проекта МС-21. В любом случае, текущее решение ЕЭК дает возможность не только заметно снизить расходную часть операторов, но и является ярким свидетельством того, что региональные власти готовы активно поддерживать игроков рынка. Это особенно важно в условиях различных международных и региональных вызовов, с которыми сталкиваются авиаперевозчики, включая постоянный рост операционных расходов и неоднозначные инициативы в области регулирования ценовой политики авиакомпаний”, – заключил Тадас Гоберис. (Trans-port.com.ua/Транспорт Украины и мира)