Коллектив исследователей из лаборатории прикладной сверхпроводимости в Юго-западном университете Цзяотун в китайском Чэнду разрабатывает технологию “супермаглева”, которая позволяет избежать сопротивления воздуха, что в теории разгонит поезда на магнитной подушке до 3 тыс. км/ч.
Транспортная система ETT (EvacuatedTubeTransport), опытный образец которой был построен в помещении университета, представляет собой герметичный туннель, где воздух откачан до давления в 10 раз ниже, чем нормальное атмосферное давление.
Двигаясь в условиях разреженной атмосферы, поезд практически не встречает сопротивления, что, помимо снижения расхода энергии, позволяет избежать существенного нагрева внешней обшивки поезда.
Сооружение таких вакуумных туннелей является весьма сложной и дорогостоящей задачей. Поэтому руководитель китайского проекта доктор Дэн Цзыган считает, что, прежде чем добраться до области высокоскоростных транспортных перевозок, его идея может быть успешно использована для создания систем космических запусков нового поколения и, естественно, в военной области.
Далее коллектив под руководством Цзыгана планирует разработать технологию магнитной подушки на основе высокотемпературных сверхпроводников. Эта технология также будет испытываться на экспериментальном кольцевом участке и позволит транспортному средству разгоняться до скорости 50 км/ч. В настоящее время оно способно передвигаться внутри вакуумного туннеля со скоростью всего 25 км/ч – это ограничение, в частности, накладывается малым радиусом поворота туннеля, который составляет всего 6 м.
Китайский поезд на магнитной подушке ShanghaiMaglevTrain разгоняется до 430 км/ч, а японский MaglevL0 разогнался до 500 км/ч во время первых же его испытаний в 2003 г. Тем не менее даже отсутствие сопротивления и сил трения с рельсами не позволяет пока поездам без колес разгоняться до очень больших скоростей. При движении на скорости свыше 400 км/ч более чем 83% энергии тратится на преодоление сопротивления воздуха. (Trans-port.com.ua/Транспорт Украины и мира)