Из-за войны на востоке Украины аэропорты теряют пассажиропоток и пересматривают финансовые планы на 2014 г.
Практически все готовятся уйти в “минус”. Позитивный настрой пока сохраняют только “Борисполь” и “Днепропетровск”. Но все будет зависеть от развития ситуации на Донбассе. Продолжение боев может загнать в “минус” даже главные воздушные ворота страны.
По итогам 8 месяцев украинские аэропорты сократили пассажиропоток на 23,2%, в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. до 7,63 млн. человек.
Если не брать в сравнение аэропорты в Луганске и Донецке, хуже всех дела обстоят у “Киева” (“Жуляны”). За 8 месяцев этот аэропорт сократил пассажиропоток уже на 38% до 0,76 млн. человек против 1,22 млн. пассажиров в 2013 г. При этом последние месяцы негативная динамика усиливается. “По нашим прогнозам к концу года, при условии, что в других областях Украины не начнется военных действий, пассажиропоток аэропорта “Киев” составит около 1 млн. пассажиров. Эта цифра составит 55% от прошлогодних показателей. То есть, падение пассажиропотока и самолетовылетов составляет 45%”, – сказал генеральный директор компании “Мастер-Авиа” Алексей Яковец.
Из-за войны на Донбассе “Киев” лишился рейсов в Мариуполь (7 рейсов в неделю), Донецк (28 рейсов в неделю) и Луганск (7 рейсов в неделю).
Аннексия Крыма также сказалась значительными потерями для аэропорта. В прошлом году Симферополь давал “Киеву” в среднем 21 рейс в неделю.
Девальвация гривны и падение платежеспособности пассажиров, спровоцированные войной, сказались на падении пассажиропотока на других направлениях.
Чтобы компенсировать потери пассажиров, “Киев” активно развивает грузинское направление. “Сейчас крымское направление мы замещаем грузинским – Кутаиси, Батуми, Тбилиси. Начала летать грузинская авиакомпания flyvista в Тбилиси, украинская авиакомпания YanAir – в Батуми и Тбилиси”, – сказал Яковец.
Значительно упали показатели аэропорта “Одесса”. “За 8 месяцев аэропорт “Одесса” обслужил почти 0,59 млн. пассажиров, что на 17,5% меньше, чем в прошлом году. Наибольшее падение пассажиропотока наблюдается на рейсах в страны СНГ: количество пассажиров уменьшилось на 41% (прежде всего за счет РФ). В то же время, на рейсах в страны дальнего зарубежья сокращение трафика составило лишь 7%”, – рассказали в пресс-службе аэропорта.
2014 г. “Одесса” планирует закончить на уровне 2012 г. – 0,85-0,9 млн. пассажиров. В 2013 г. пассажиропоток аэропорта составил почти 1,07 млн. человек.
Аэропорт “Львов” за 8 месяцев не досчитался почти 65 тыс. пассажиров, в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. Пассажиропоток сократился на 13,6% до 0,41 млн. человек. Примерно на 20% сократилась количество рейсов. Больше всего “просели” рейсы в СНГ и внутри Украины. “В планах на 2014 г. пассажиропоток закладывался на уровне 0,82 млн. пассажиров – на 15,7% больше, чем в 2013 г. Однако, учитывая последние события в Украине и в авиационной отрасли в частности, этот показатель был скорректирован до 0,55 млн. человек – падение по сравнению с 2013 г. составит 21%”, – сказал вр. и. о. генерального директора аэропорта “Львов” Александр Кузнецов.
Главный аэропорт страны “Борисполь” пока не теряет надежд закончить год с “плюсом”. “С учетом ряда изменений была произведена корректировка финансового плана. Если в конце 2013 г. запланированный рост по пассажиропотоку предполагался на уровне 10% (по итогам прошлого года пассажиропоток “Борисполя” 7,93 млн. человек), в новой редакции показатель снизился до 5%. На сегодняшний день, в планах аэропорта “Борисполь” выйти на чистую прибыль в размере 165,5 млн. грн., что на 31% больше, чем в 2013 г.”, – сказали в пресс-службе аэропорта “Борисполь”.
За 8 месяцев “Борисполь” обслужил почти 4,7 млн. пассажиров, что на 8,5% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. При этом, в последние месяцы динамика обслуживания рейсов и пассажиров ухудшается.
Серьезные потери аэропорт понес на крымском и донецком направлениях. В марте авиасообщение с Крымом было прервано. За 8 месяцев 2013 г. рейсы в аэропорт “Симферополь” дали “Борисполю” почти 110 тыс. пассажиров. А в этом году – менее 30 тыс. человек.
Схожая ситуация и с Донецком: разница между этим и прошлым годом составила 25 тыс. пассажиров.
Впрочем, в рамках “Борисполя” это не катастрофические цифры. Аэропорт сегодня реализует проекты, которые должны смягчить падение пассажиропотока.
“Борисполь” делает ставку на трансферный пассажиропоток. “Введение в эксплуатацию зоны внутренних рейсов в терминале D сделает более удобным и быстрым обслуживание трансферных потоков Domestic – International. Кроме того, на сегодняшний день в терминале D аэропорта “Борисполь” вдвое увеличена пропускная способность трансферной зоны International – International. Учитывая значительную часть трансферного пассажирского потока на маршрутах по Украине – около 65% – реализация данного проекта даст толчок для развития аэропорта “Борисполь” как мощного узлового аэропорта”, – отмечает в компании.
Единственный крупный аэропорт Украины, который в условиях войны и падения экономики, показал рост – это “Днепропетровск”. За 8 месяцев пассажиропоток аэропорта показал рост в 10% до 0,33 млн. человек. Причина успеха в том, что “Днепропетровск” перетянул на себя часть пассажиров Донбасса.
По мнению экспертов, сегодня исправить ситуацию в отрасли могут четыре составляющих: решение конфликта на востоке Украины, восстановление экономики, соответственно повышение спроса на авиаперевозки, подписание “открытого неба” и введение безвизового режима с ЕС.
Естественно, первый пункт является ключевым. (Економична правда/Транспорт Украины и мира)