Украина минимизирует государственный контроль в работе стивидорных компаний в морских торговых портах (МТП). Министерство инфраструктуры с подачи Администрации морских портов Украины (АМПУ) инициирует снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги в морских портах, говорится в сообщении АМПУ. Это закреплено в приказе министерства “О внесении изменений в правила предоставления услуг в морских портах Украины” 23 сентября приказ вступил в силу.
Этим решением фактически были удовлетворены заявки частных стивидорных компаний, сообщил первый заместитель председателя АМПУ Юрий Васьков. Раньше с государством приходилось согласовывать заход в порт судов или их выход, а также ряд других операций, но теперь этого делать не придется. “Сегодня стоит задача минимизировать участие госорганов в функционировании частных операторов в портах. Мы надеемся, что эти меры будут способствовать развитию компаний и усилят конкурентоспособность игроков рынка”, – говорит Васьков. “Такие изменения делаются, чтобы повысить интерес инвесторов, которые не будут жалеть денег на развитие инфраструктуры портов”, – отметил заместитель директора департамента государственной политики в сфере морского и речного транспорта Мининфраструктуры Роман Когут.
Либерализация деятельности портовых операторов – хороший знак для отрасли, полагают участники рынка. В стивидорной компании “Укртрансконтейнер” считают, что инициатива министерства облегчит жизнь многим операторам. “До сих пор приходилось ждать подтверждения того или иного разрешения. Часто это приводило к простоям, в связи с которыми у стивидора возникали дополнительные затраты”, – сетуют в компании.
Процедура согласований была лишена смысла, утверждает генеральный директор компании “Бруклин-Киев” Юрий Губанков, и добавляет, что теперь только на стивидоре будет лежать ответственность и компания сможет самостоятельно формировать графики судозаходов. По мнению директора компании “Гермес Трейдинг” (осуществляет перевозки водным транспортом) Юрия Скичко, дерегулирование отрасли даст возможность быстрее проводить операции по стыковкам судозаходов, а также ставить корабли в более удобное время, что особо важно при формировании портфеля заказов.
Тем не менее участники рынка ждут еще более четких правил игры. Генеральный директор компании “Нибулон” Алексей Вадатурский сетует на то, что сегодня компании подвергаются частым проверкам грузов, что нередко приводит к задержке поставок продукции, и, как следствие, предприятия несут издержки. Инспекции портовиков могут продолжаться сутки, что в значительной мере влияет не грузооборот в портах, дополняет Губанков. “Поэтому если мы хотим улучшить микроклимат и наращивать грузопотоки, нужно вводить мораторий на такие проверки”, – считает он.
Кроме того, говорят стивидоры, сегодня есть соблазн ужесточить контроль и на таможне, а чтобы пресечь такие попытки, нужно быстрее внедрять во всех портах электронный документооборот, работающий пока только в Одесском и Ильичевском МТП. О необходимости внедрения единой информационной системы портового сообщества (ИСПС) говорят и в “Укртрансконтейнере”. На предприятии пояснили, что использование такой системы позволяет в считанные часы принять документы компаний или дать отказ, но на основании убедительных аргументов, что исключает надуманные причины блокирования груза. В Мининфраструктуры заявляют, что планируют внедрить такой механизм обработки данных во всех портах после полной обкатки системы в упомянутых выше предприятиях.
В Минифраструктуры и АМПУ утверждают, что сегодня они сконцентрированы на совершенствовании нормативно-правовой базы работы отрасли. По словам Когута, в настоящее время разрабатывается проект приказа министерства по внедрению автоматической перерегистрации линий заграничного плавания для контейнерных перевозок при условии, что компания выполняет заявленные в начале сезона объемы перевалки. Это должно создать благоприятные условия для судовладельцев и отечественных морских агентов, а также поспособствовать росту грузопотоков и повысить конкурентоспособность украинских портов по сравнению с основными иностранными портами-конкурентами.
Основные надежды в сфере развития портов Минифраструктуры возлагает на государственно-частное партнерство. Министерство обсуждает идею компенсации затрат при инвестировании частными компаниями в строительство гидротехнических сооружений в порту с последующей передачей их государству. По словам Когута, в Украине много универсальных мощностей в портах, но сегодняшняя конъюнктура рынка требует больше специализированных объектов, на строительство которых следует привлекать частные инвестиции. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)