В Москве завершила работу II ежегодная международная конференция “Развитие региональных и местных аэропортов – 2014”, которая состоялась 17 сентября.
В мероприятии приняли участие представители Совета федерации и Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, представители руководства Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) и других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, региональных и местных аэропортов, финансовых институтов, корпораций и агентств регионального развития, общественных организаций.
Заместитель председателя Комитета Совета федерации по экономической политике Михаил Пономарев отметил: “В этом году 9 июля Советом федерации был одобрен Федеральный закон “О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации. Данный закон направлен на реализацию международных стандартов в области проектирования и эксплуатации аэродромов и вертодромов, предусмотренных Приложением 14 Конвенции о международной гражданской авиации, также предусматривается проведение обязательной сертификации аэродромов, предназначенных для осуществлении коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских ВС и другие изменения. То есть, для аэродромов, на которых обслуживаются воздушные суда до 20 кресел должна быть полностью отменена сертификация”.
Сенатор сообщил, что в ближайшем будущем прекращают действие федеральные целевые программы по развитию аэродромов в Российской Федерации. Делегаты обсудили в рамках каких инструментов будет в дальнейшем производиться финансирование развития, строительства и реконструкции плоскостных сооружений, после завершения сроков данных программ.
Представитель Совета федерации отметил, что одним из важных вопросов остается разработка инструментов привлечения внебюджетных инвестиций в развитие региональных аэропортов.
Он подчеркнул, что: “Важным направлением нормотворчества в области развития авиации в регионах является комплекс правовых актов, который должен определять нормативно-правовое обеспечение деятельности низкозатратных (лоу-кост) авиаперевозчиков, для создания возможности эффективного функционирования в Российской Федерации этой распространенной во всем мире бизнес-модели.
И здесь также встает вопрос снижения избыточных требований к инфраструктуре аэропортов.
Ведь модель лоу-кост предполагает исключение всех дополнительных услуг.
Также существуют другие не менее важные вопросы развития региональной аэропортовой сети. Среди них вовлечение регионов в развитие аэродромной сети…”.
Доклад на тему “Государственные инвестиции в развитие инфраструктуры гражданской авиации” представил Константин Махов, заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). Он сделал акцент на основных государственных программах реализуемых Росавиацией, осветил вопросы Транспортной стратегии Российской Федерации. Докладчик отметил как рост пассажиропотока, так и рост инвестиций в аэропорты.
В частности, Константин Махов представил динамику изменения количества аэропортов в Российской Федерации, рассказал о реализуемых мероприятиях в рамках федеральных целевых программ и мерах государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, направленных на повышение доступности воздушных перевозок, предоставил информацию о созданных за 2007-2014 гг. федеральных казенных предприятиях и о дальнейших планах, отметив, что в Росавиацию поступило еще несколько предложений от субъектов Российской Федерации по созданию ФКП, что потребует дополнительного финансирования.
В части развития региональных аэропортов путем привлечения инвестиций он отметил, что некоторым субъектам Российской Федерации и аэропортам неоднократно направлялись предложения по привлечению частных инвестиций в аэропорты где уже проводится реконструкция, но, к сожалению, ответов и предложений о привлечении средств из регионального бюджета и средств частных инвесторов не поступает. При этом возникают ситуации, когда аэродромы реконструируются и могут принимать современные воздушные суда, а аэровокзалы не готовы. Субъекты Российской Федерации в первую очередь должны быть заинтересованы в развитии авиапредприятий.
Вопросам государственной политики в области развития региональных и местных аэропортов был посвящен доклад Андрея Иванова – начальника отдела нормативно-правового обеспечения и развития деятельности организаций гражданской авиации Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации. Из своего доклада Андрей Иванов выделил следующие выводы:
– региональные аэропорты – инвестиционно привлекательные активы;
– рынок динамичный, ожидается выход новых игроков и увеличение числа M&A сделок;
– концессия – инструмент повышения эффективности частных инвестиций в аэропортовые активы;
– концессия позволяет осуществить “инвестиционную привязку” государственной аэропортовой и частной терминальной инфраструктуры;
– аэропорты-лидеры, первые начавшие подготовку к заключению концессионных соглашений, смогут реализовать проекты на более привлекательных условиях.
Генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) Антон Корень озвучил актуальные вопросы развития аэропортовой сети в Российской Федерации. Антон Корень осветил следующие актуальные темы: ключевые аспекты и предпосылки для применения механизмов ГЧП для развития аэропортов в Российской Федерации; развитие лоу-кост аэропортов в РФ; проект дорожной карты развития авиатопливообеспечения, а также интеграцию аэропортовой инфраструктуры в мультимодальные скоростные транспортные сети, создание мультимодальных ТПУ на базе аэропортов.
Продолжая тему развития аэропортов в качестве мультимодальных транспортных узлов, в своем докладе раскрыл президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой.
Совершенствованию законодательства Российской Федерации в области государственно-частного партнерства был посвящен доклад члена экспертного совета Центра развития государственно-частного партнерства Александра Долгова, который подробно остановился на ключевых поправках в Федеральный закон №115-ФЗ “О концессионных соглашениях” и проекте Федерального закона “Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации”.
Также на конференции были представлены доклады по: реализации проекта строительства грузового аэропорта “Усть-Луга”; стратегии и способам достижения рентабельности небольших региональных аэропортов; комплексному технологическому оснащение аэровокзальных терминалов региональных аэропортов; инновационным решениям для аэропортов и другие темы.
Ведущие профессиональные сотрудники Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) в рамках конференции провели 2 практических семинара: по государственно-частному партнерству и привлечению инвестиций в аэропортовом бизнесе; по разработке операционных мастер-планов аэропортов городов-организаторов Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 в России.
На конференции были представлены доклады по инновационным продуктам и новым решениям, используемых в деятельности аэропортов. Доклады представили компании-поставщики современных решений и техники для аэропортов.
По итогам мероприятия будут сформированы рекомендации делегатов конференции, которые будут направлены в Правительство Российской Федерации и Федеральное собрание Российской Федерации. (Aex.ru/Транспорт Украины и мира)