Благодаря усилиям и инициативности Федерации работодателей транспорта Украины (ФРТУ), а также других общественных организаций Госпредпринимательство решением №34 приостановило действие положений приказа Минприроды №204, таким образом упразднив судовую экологическую декларацию.
Согласно объявлению в газете “Урядовый курьер” решение Госпредпринимательства от 29.07.2014 г. №34 вступило в силу с 30 сентября.
ФРТУ неоднократно обращалась с письмами к Минприроды, Госпредпринимательству, Минэкономразвитию, Минифраструктуры, Кабмину с просьбой адаптировать национальное экологическое законодательство к международным нормам, отменив судовую экодекларацию и химический контроль воды изолированного балласта.
Для работодателей отрасли морского и речного транспорта решение Госпредпринимательства №34 имеет особое значение. Оно вселяет надежду на то, что негативные последствия от необходимости заполнения судовой экодекларации, как и химического контроля воды изолированного балласта – простои судов, убытки судовладельцев, “двойная” система контроля, коррупция и мощный “удар” по привлекательности украинских портов и репутации государства – также останутся в прошлом. В ФРТУ также уверены, что отмена судовой декларации и химического контроля воды изолированного балласта станут первыми шагами по адаптации системы экологического контроля к международным требованиям, ее дерегуляции, искоренения популярной коррупционной схемы.
Практически весь мир при осуществлении экоконтроля в пунктах пропуска через границу руководствуется базовыми международными конвенциями в сфере защиты морской окружающей среды и одними из главных документов в сфере морского права – МАРПОЛ 73/78 и Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 г. В документах четко регламентировано, что сброс воды изолированного балласта осуществляется без ограничений, то есть, без ее химического экспресс-анализа. Уж тем более в конвенциях отсутствуют упоминания о хотя бы отдаленно похожем на судовую экодекларацию документе. И дело вовсе не в халатном отношении к экологии ведущих морских держав. А в том, что любой контроль должен быть оправдан. Ведь морскую воду закачивают до момента входа судна в территориальное море, а условия его содержания в изолированных балластных танкерах исключают возможность любого контакта с экологически опасными веществами.
В Украине же вопреки ратификации соответствующих конвенций с судовладельцев требовалась экологическая декларация и осуществлялся химический контроль воды изолированного балласта.
Циничность “экологического контроля по-украински” также хорошо иллюстрирует следующие моменты. Во-первых, в Украине определены настолько жесткие нормы к качеству воды изолированного балласта, которые просто невозможно выполнить. И каждое судно, заходящее в украинский порт, автоматически оказывается в статусе нарушителя. Например, норма предельно допустимых концентраций железа для балластной воды соответствует массовой концентрации железа для дистиллированной воды и почти в шесть раз выше нормы для питьевой воды. Во-вторых, требуя судовую экологическую декларацию, осуществлялся, фактически, двойной контроль. Ведь при заходе судна в порт капитан судна предоставляет Госпортнадзору и Госэкоинспекции судовой журнал с перечнем осуществленных балластных операций. Судовая экологическая декларация содержала аналогичную информацию, поэтому являлась ничем иным, как лишним разрешительным документом.
В связи с этим работодатели неоднократно отмечали на том, что экологическая прикладная ценность декларации, как и химического контроля воды изолированного балласта – нулевая. Это – надуманная схема и “костяк” одной из самых распространенных коррупционных схем. По данным судовладельцев, стоимость “экологической заботы” в украинским портах измеряется в $3000-5000/судно или $0,5-1 за каждую тонну воды изолированного балласта.
На протяжении последних двух месяцев внимание ФРТУ и рынка было приковано к действиям Минприроды. Ведомство не выполнило решение Госпредпринимательства №34 и не внесло изменения в приказ №204 в части отмены судовой экодекларации в установленный законодательством срок. Согласно законодательству, при невыполнение в течении двух месяцев решения Госпредпринимательства, после публикации объявления ведомства в газете “Урядовый курьер” приостанавливается действие отдельных положений регуляторного акта, относительно которого было принято решения, то есть отдельных положений приказа №204. (Trans-port.com.ua/Транспорт Украины и мира)