Вслед за Москвой опыт введения платных парковок перенимают другие российские города. В Екатеринбурге и Краснодаре платные зоны уже действуют, власти Санкт-Петербурга, Казани, Хабаровска, Перми планируют брать плату с водителей в 2015 г. В отличие от столицы, для организации парковки города привлекают инвесторов. Правда, в некоторых регионах, как, например, во Владивостоке и Уфе на организацию парковок пока нет ни средств, ни возможностей.
Первыми после Москвы платный паркинг ввели в Екатеринбурге и Краснодаре. В центре Екатеринбурга действует платная парковка на 450 мест до конца года количество мест увеличат до 1,5 тыс. Только в августе ей воспользовались более 12 тыс. человек, благодаря чему в городской бюджет поступило почти 500 млн. руб. В центре Краснодара проект муниципальных парковок запустили в ноябре 2013 г.: в настоящее время в городе работают 26 зон объемом более 830 мест.
В остальных городах платные парковки планируется запустить в 2015 г. В Санкт-Петербурге это случится в первом квартале: пилотная зона вводится в центральном районе, ограниченном Литейным, Лиговским, Невским проспектами и Кирочной улицей (всего 29 улиц и 3,9 тыс. мест). На ее создание в проекте бюджета на 2015 г. заложено 170 млн. руб. Власти завершают работы по нанесению разметки, объявлен конкурс на разработку схемы размещения паркоматов. Следующая зона будет ограничена набережной реки Фонтанки, набережными Кутузова и Робеспьера, Потемкинской и Кирочной улицами, а также ул. Пестеля (3 тыс. мест). В Смольном обещают до 2019 г. организовать парковки на 65 тыс. мест. Тарифы еще не определены, а вот штраф за нарушение платной парковки составит 3 тыс. руб.
В отличие от Москвы во многих городах власти для организации паркингов ищут инвесторов, которые будут забирать часть собранных с водителей средств себе. В Нижнем Новгороде администрация выберет компанию, готовую вложить 130 млн. руб. (на условиях возврата в течение трех лет) в организацию парковочного процесса. Часть денег будет идти городу: бюджет соберет до 150 млн. руб. ежегодно из расчета 70% загрузки парковок. Всего будет 3,6 тыс. машино-мест, цена хранения – от 20 руб./ч. В Казани пилотный проект в центре также будут реализовывать коммерческие компании по итогам аукционов: всего будет обустроено 27 зон на 1250 машино-мест. При этом бесплатных мест в центре вообще не будет, льгот за пользование муниципальными парковками в выходные и ночное время не предусмотрено. На окупаемость чиновники планируют выйти через три-четыре года, потратив на обустройство парковок 36,5 млн. руб. В Ростове-на-Дону выигравшая компания реконструирует участки улично-дорожной сети, отданных под парковку, а также будет эксплуатировать их, проводя ремонт и уборку территории.
Другие города практически полностью скопировали столичную модель, существенное отличие лишь в тарифах. В Саратове платные парковки введут в центре города в пределах ул. Советская и Кутякова: цена – 20-40 руб./ч. В Ростове-на-Дону 6 тыс. платных мест власти хотят обустроить на 32 улицах в центре, цена – 30 руб./ч. В Перми с 1 июня 2015 г. платными могут сделать все улицы в так называемом Центрально-планировочном районе. Стоимость парковки будет начинаться от 10-20 руб./ч – это одна из самых дешевых парковок в российских городах. В Красноярске в исторической части города планируется ввести 1,5 тыс. мест, цена – 30 руб./ч, но она будет ежегодно индексироваться. В качестве альтернативы создадут бесплатные перехватывающие паркинги, которые расположены по маршруту курсирующего по центру автобуса.
Несмотря на то что Москва заявляет о положительном эффекте от платных парковок (увеличение скорости движения, разгрузка центра от транспорта), некоторые города взимать плату за паркинг пока не торопятся. Еще в июне прошлого года мэр Владивостока Игорь Пушкарев заявил, что “расходовать бюджетные средства на строительство парковок – не совсем по-хозяйски, пока не решены более насущные проблемы”. По его словам, зарубежный опыт показывает: чем больше в центре парковочных мест, тем больше туда приезжает машин, а пропускной способности дорог не хватает. “Некоторые города мира вводят запрет на въезд в центр и плату въезд, – заявил господин Пушкарев. – Подобных мер мы не рассматриваем”. “Такой богатый город, как Москва, может себе позволить финансировать организацию парковок, – подтвердил позицию мэрии Владивостока начальник управления по работе со СМИ Игорь Ткаченко. – Возможности бюджета весьма ограничены. Мы считаем, что за счет городской казны лучше строить детские сады, а не парковки”. Сомневаются насчет платных парковок и в Уфе. “Пока все на уровне идей и обсуждений, – рассказал представитель управления по земельным ресурсам администрации Уфы Владимир Барабаш. – Пока не будет разработана стратегия развития города, пока не будет разработана транспортная стратегия, бессмысленно вводить подобные меры. Людям должен предоставляться не только кнут в виде платных парковок, но и пряник в виде достойного доступного общественного транспорта, каких-то иных альтернатив”. По его словам, стратегия развития города будет разработана не раньше весны 2015 г. В конце прошлого года депутаты горсовета обсуждали возможность ввести также платный проезд в исторический центр города, но и эту идею пока отложили. (Перевозки.ру/Транспорт Украины и мира)