Крупнейший украинский авиаперевозчик – компания “Международные авиалинии Украины” – должен погасить долги перед специальным фондом, из которого финансируются расходы государства на авиацию. Это следует из постановления Окружного административного суда Киева, текст которого размещен в Едином госреестре судебных решений.
Сумма, которую обязана заплатить МАУ, в документе не указана. Но, по данным Министерства инфраструктуры, по состоянию на 8 октября долги авиакомпании перед спецфондом составили 24,8 млн. грн., что составляет 97,9% от суммарной задолженности всех перевозчиков.
Это не единственный судебный процесс, в ходе которого оспариваются долги МАУ. В частности, прокуратура Киевской области и аэропорт “Борисполь” требуют от перевозчика погасить задолженность на сумму более чем 200 млн. грн. за услуги по наземному обслуживанию.
В специальный фонд авиакомпании перечисляют $2 за каждого вылетевшего пассажира, говорит исполнительный директор авиакомпании “Аэроджет” Анатолий Мазуренко. “Фонд существует с 1990-х годов и всегда был спасением для Государственной авиационной службы”, – отмечает он и добавляет, что средствами из этого фонда Госавиаслужба оплачивает расходы, то есть не просит денег из госбюджета.
С иском в Окружной административный суд Киева МАУ обратилась 1 августа. Компания требовала признать противоправными начисление Госавиаслужбой сбора в спецфонд с сентября 2013 г. по май 2014 г., а также выставленные счета-фактуры с конца декабря 2013 г. до июня. В МАУ посчитали, что взыскание средств не предусмотрено нормами Налогового кодекса, а размер такого взноса не прописан на законодательном уровне, сказано в постановлении суда. Но Фемида осталась глуха к этим доводам и отклонила просьбу перевозчика. Корпоративный пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая сообщила, что авиакомпания подала апелляцию и она принята к рассмотрению. “Мы придерживаемся своей позиции и воздерживаемся от комментариев по вопросам, находящимся в стадии незавершенного судебного рассмотрения”, – сказала она.
Подача апелляции позволит МАУ оттянуть сроки оплаты взносов в спецфонд, считает старший юрист юрфирмы Marchenko Danevych Андрей Гук. “Зима – низкий сезон, поэтому большинство рейсов малодоходны”, – поясняет эксперт авиарынка Евгений Хайнацкий. Он говорит, что в этот период денег часто не хватает даже на покрытие операционных расходов.
Из спецфонда оплачиваются членские взносы страны в Международную организацию гражданской авиации (ICAO), говорит Гук. Если Украина не сделает этого из-за долгов МАУ, то у страны могут возникнуть трудности с защитой позиции в споре с Россией за контроль над воздушным пространством Крыма. “МАУ постоянно апеллирует в своему статусу национального перевозчика. По моему мнению, такое поведение авиакомпании не делает ей чести, а также является невыполнением лицензионных условий эксплуатанта”, – возмущается Гук и добавляет, что решение Окружного административного суда справедливо. Руководитель отдела коммуникаций ICAO Энтони Филбин сказал, что по вопросам возможной задолженности Украины перед организацией лучше обратиться в Госавиаслужбу. Регулятор не смог прокомментировать соответствующий запрос.
Если МАУ продолжит накапливать или не выплачивать долги, то Госавиаслужба вправе запретить ее полеты, считает Мазуренко. Например, регулятор может не утвердить следующее сезонное расписание, которое начинает действовать с конца марта. Такие примеры известны. “Больше десяти лет назад при согласовании расписания ставилось условие обязательного погашения задолженности перед фондом”, – напоминает Мазуренко, который ранее возглавлял одну из одесских авиакомпаний. По его словам, Госавиаслужба теоретически может попросить деньги на свои нужды в госбюджете. Но денег на дополнительные расходы в казне нет. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)