Украинскую авиаотрасль продолжает штормить. Еще два месяца назад авиакомпания YanАir строила планы расширения сети полетов и превращения Житомирского аэропорта в крупный транспортный хаб с центром по ремонту самолетов и школой по подготовке пилотов. Сегодня авиаперевозчик отменяет регулярные рейсы.
Гендиректор авиакомпании YanАir Ярослав Агафонов рассказал, почему компания сворачивает работу в Украине, что ждет проект по реконструкции Житомирского аэропорта и когда закончится кризис в авиаотрасли.
– В августе вы говорили, что будете увеличивать флот и расширять сеть полетов, а тут вот какая новость? Что изменилась за два месяца?
– Мы прекращаем полеты на регулярных рейсах по коммерческим причинам – отсутствие загрузки. Вместе с тем мы не отказываемся от планов расширения флота и сети – они будут воплощаться в жизнь. Просто мы будем искать работу на других рынках.
– То есть база у вас остается здесь, а самолеты компании будут летать за пределами Украины?
– Да, практически, как и все украинские авиакомпании.
– Это как-то связано ли это с конфликтом между Госавиаслужбой (ГАС) и Мининфраструктуры, которые спорят за право выдавать авиакомпаниям назначения на маршруты? ГАС обвиняют в блокировании оформления назначений в интересах МАУ. Вам тоже не дают направления?
– В этом году мы не получили ни одного разрешения на полеты. Других комментариев не могу дать по этой ситуации. Могу сказать, что одной из причин, которые подтолкнули нас к остановке полетов, стало введение Нацбанком в августе, без предупреждения, 100%-ной сдачи валютной выручки. В итоге мы не могли купить валюту. В результате не могли проплатить аэронавигацию, аэропортовые сборы – самолеты не могли вылететь. Для авиакомпании это был просто удар в спину. Я звонил председателю Нацбанка, чтобы она вмешалась в ситуацию. Разрешилась эта ситуация, после того, как я сказал, что неулетевшие пассажиры приедут под Нацбанк за объяснениями. Сейчас оставили 25%. Одна из причин отмены международных рейсов – это сложности с приобретением валюты, ну и ее цена, конечно.
– Какие направления оставите в портфеле? Какие и когда возобновите?
– Мы обслуживаем три направления из Киева: в Батуми, Тбилиси и Одессу. Я хочу подчеркнуть, что рейсы не сворачиваются, а приостанавливаются на период “низкого” сезона. Мы будем выполнять сезонные чартеры, в частности к новогодним праздникам, когда традиционно увеличивается спрос на авиаперевозки. После этого зимой будет низкий сезон и мы снова остановим полеты до весны.
– Какая у вас средняя загрузка на рейсах?
– На Батуми была хороша загрузка. Изначально мы планировали летать на этом направлении до сентября, а потом закрывать. В реальности последний рейс будет 29 ноября – неожиданно для нас спрос на Батуми есть. В сентябре возили туда и обратно полные самолеты. Сейчас загрузка на Тбилиси менее 50%. Одесса – это сезонный город. Летом мы туда летали два раза в день.
– Вы говорили, что получили назначения на рейсы из Одессы в Софию и Бухарест. Что с ними?
– Это все будет запускаться в следующем году. Еще рано комментировать, особенно в той экономической ситуации в которой находится Украина. Кто будет покупать билеты, если доллар продолжит рост? Плюс расходы на топливо. Все европейские аэропорты жестко привязаны к валюте. О каких планах можно говорить, когда страна на пороге войны находится?
– У вас в парке четыре самолета (два Airbus A320 и два Saab 340), где их будете использовать?
– На обслуживании чартерных программ и в “мокром” лизинге. Для нас сейчас главное сохранить флот и компанию. Это позволит не терять деньги на простое самолетов.
– Если бы вы не закрыли рейсы компания бы работала в убыток?
– Конечно. Скажем так, уменьшился бы доход.
– На какой стадии реконструкция местного аэропорта в Житомире? Проблемы в авиакомпании, не заставляют отказаться от реализации проекта?
– Нет, проект успешно развивается и планы не меняются. Сейчас идет реконструкция аэровокзала, перрона, фактически готова гостиница на привокзальной площади, завершаются работы по остеклению здания, реконструирована привокзальная площадь. Работы идут полным ходом.
– Будете реконструировать взлетно-посадочную полосу?
– Она в принципе в удовлетворительном состоянии. На втором этапе реконструкции хотим ее удлинить, также планируется установка навигационного и свето-сигнального оборудования.
– Когда планируете пустить обновленный аэропорт в эксплуатацию?
– Ближе к весне. Проведем презентацию для журналистов.
Авиакомпания Yanair получила сертификат на осуществление деятельности 26 июля 2013 г., в парке компании два турбовинтовых самолета Saab 340A и три Airbus A320. Уставной фонд – 100000 грн. Разрешение на выполнение полетов получено 2 августа 2013 г. Авиакомпания выполняет рейсы из Киева в Одессу, Тбилиси, Батуми и из Киева во Львов. (ЛигаБизнесИнформ/Транспорт Украины и мира)