На рынке продажи электронных билетов с каждым днем все больше игроков. Мультитранспортная группа Gill Business Systems (GBS), развивающая сервисы по продаже билетов онлайн в Украине (E-travels, Echarter, Sky Bus), а также в России (Busfor), решила вывести на украинский рынок новый проект Vokzalov.info. Сейчас он проходит последнюю стадию тестирования. Об этом «Капиталу» сообщила представитель компании Катерина Горохова.
Это справочный, информационный ресурс о пассажирских перевозках с возможностью онлайн-бронирования, выкупа автобусных билетов и обмена Яндекс Денег на Webmoney WMR. С его помощью можно спланировать маршрут путешествия не только по Украине, но и в европейские страны, Россию. Также на сайте указана возможность поиска ж / д и авиабилетов.
Напомним, в июле текущего года российская газета «Ведомости» сообщила, что GBS (2010 г. основанная украинцами Сергеем Кремено, Еленой Химиченко и россиянином Ильей Екушевским), которая разработала программу GillBus для продажи автобусных билетов через интернет, привлекла $ 3 млн. инвестиций от венчурных фондов InVenture Partners, Intel Capital и Finsight Ventures. Деньги компания хотела использовать для дальнейшего развития.
Колесить по Европе
GBS собирается окучивать украинский автобусный рынок. «За прошлый год в Украине было продано 490 млн. билетов на автобусы, причем только 4 % из них — через интернет», — рассказывает Горохова. Бум в этом сегменте подтверждают и другие профучастники. «Продажи автобусных онлайн-билетов через нашу автоматизированную облачную систему в этом году (январь-октябрь) увеличились на 658 %», — отметил директор компании Argest Group (utickets.ua) Александр Семененко. Ранее немногие приобретали билеты в интернете. Отсюда такой скачок. Зарабатывают онлайн-продавцы автобусных билетов на надбавке за сервис. У Argest Group она фиксированная — 8 грн.
В следующем году Argest Group также планирует открыть международное европейское автобусное направление. Договоры с перевозчиками уже заключены. Добавится около 2 тыс. рейсов. Помимо utickes.ua, автоматизацией продаж автобусных онлайн-билетов также уже давно занимается винницкая «ВПИ» bus.com.ua и tickets.ua Сергея Кравца.
В Украине пока не все автостанции автоматизированы (подключены к онлайн-системе продаж). Опрошенные «Капиталом» участники рынка говорят, что продажи электронных билетов на автобусы будут расти, так как проезд на железнодорожном транспорте каждый год дорожает. «В Европе стоимость железнодорожных билетов уже давно в несколько раз выше, чем автобусных. Мы тоже движемся в этом направлении», — говорит Семененко.
Стремимся к Deutsche Bahn
Продажа ж / д билетов онлайн, несмотря на увеличение цен, тоже перспективное направление. В Украине ежегодно продается около 60 млн. штук ж/д билетов. «По нашим оценкам, в 2014 г. 10‑12 % продаж будет будет осуществлено вне кассы, в том числе через интернет», — говорит менеджер Argest Group. Наценка на онлайн-билет от агентов и субагентов обычно составляет 10‑30 грн. Дополнительный процент (1‑3 %) берет банк или финансовая система за транзакцию. «Продажи электронных билетов растут по мере того, как увеличивается количество поездов с поддержкой контроля электронных билетов», — уточнил Семененко. Сейчас уже их около 90 пар. Это практически все популярные направления. У Deutsche Bahn продажи билетов онлайн занимают около 40 %. «У рынка железнодорожных билетов Украины довольно большой потенциал. Это выгодно не только пассажирам и агентствам, но и перевозчику, так как сократит расходы на содержание инфраструктуры», — пояснил собеседник издания.
Авиа доминирует
Основатель tickets.ua Сергей Кравец сообщил «Капиталу», что крупнейшим сегментом рынка продажи онлайн-билетов по‑прежнему является авиа. По его оценкам, этот рынок сейчас составляет € 5 млн. в месяц.Интернет-продажи ж / д билетов Кравец оценивает в € 2 млн. / мес., а автобусный онлайн-рынок — только в € 0,8 млн. / мес. Таким образом, общий рынок продаж электронных билетов на транспорт в Украине уже составляет около € 94 млн. в год.
«Ожидать роста онлайн продаж авиабилетов в ближайшее время не стоит и из‑за низкого курса гривни по отношению к доллару и евро», — предполагает Семененко. Он считает, что, скорее всего, по итогам года возможен некоторый спад. А в части железнодорожных и автобусных билетов менеджер ожидает годовой рост в пределах 20‑30 %.
В этом году на рынок интернет-продаж билетов вышли абсолютно разные компании. Они решили, что этот бизнес сможет принести дополнительный доход. В феврале дополнительный раздел по реализации ж / д и авиабилетов появился у Rozetka.ua, в марте подобный сервис предложил ПриватБанк — bilet.pb.ua, а в ноябре через свой сайт ж / д билеты начала продавать даже «Укрпошта». Это крупные компании, которые рассчитывают за счет своей устоявшейся аудитории увеличить монетизацию онлайн-сервисов. (capital.ua/ Транспорт Украины и мира)