О реформе ГАИ можно слагать легенды – так долго о ней говорят. И так не понятно, что в результате будет, и чего хотят добиться…
О том, что реформа уже официально стартовала, широкая общественность узнала, когда министр МВД Арсен Аваков сообщил о начале эксперимента в Хмельницком. Трудно сказать, чего ожидали автомобилисты, но была надежда, что пройдет хоть какое-то обсуждение: каким хотят видеть ГАИ люди. Хотя формально, автор реформы не нынешний министр МВД, а некая экспертная группа.
Начальник департамента ГАИ МВД Украины Анатолий Сиренко сообщил, что эксперимент в Хмельницком – это только первый этап. И по его мнению, в ГАИ необходимо провести такие реформы.
- ГАИ готовит предложения о возврате видеофиксации нарушений ПДД. Это позволит сократить количество инспекторов ГАИ на дорогах. А те, кто останется, не должны прятаться в кустах, а должны работать в местах концентрации автомобилей и на аварийно-опасных участках.
- Создать в ГАИ подразделение по борьбе с коррупцией. Эта Служба внутренней безопасности будет финансироваться за счет сокращения количества инспекторов ГАИ. Возможно, во внутренней инспекции ГАИ будут и представители общественных организаций.
- Брать на работу инспекторами ГАИ людей с соответствующим образованием.
- Переходить от карательных функций (штрафы, лишение прав) к функциям помощи водителям и профилактике ДТП. Осуществлять контроль скорости только на аварийно-опасных участках.
- Лишить ГАИ разрешительных функций там, где они напрямую не связаны с безопасностью дорожного движения.
- Передать функции эвакуации и штрафплощадок местным органам власти.
- Во время несения службы все машины ГАИ оборудовать и контролировать с помощью видео регистраторов.
- При подразделениях ДПС создать профессионально-психологические центры, где сотрудников будут учить медпомощи, трактовке ПДД, основам психологии общения, а также проверять уровень их подготовки.
- Ответственность за подготовку водителей должна быть государственная.
Что касается эксперимента, который с 1 ноября начался в Хмельницкой области, здесь объединили патрульно-постовую службу милиции и подразделения ГАИ для совместного патрулирования.
В результате такого объединения, совместные экипажи, возможно , будут быстрее приезжать на место ДТП. Ведь у патрульно-постовой службы в Хмельницком 120 сотрудников, а в ГАИ – 25 и у ППС больше машин, чем у ГАИ. И вместе их еще больше. Совместные экипажи из 3 человек будут нести патрулирование на закрепленных за ними участках.
Перед тем, как приступить к совместному патрулированию, экипажи проходят 2-недельное обучение. Без инспекторов ГАИ патрульно-постовая служба не сможет, по убеждению, господина Сиренко самостоятельно оформить ДТП. По его словам, сами инспектора ГАИ допускаются к оформлению ДТП только после 3 лет службы, когда появляется опыт.
Сиренко также сообщил, что он рекомендовал и (будет контролировать выполнение), чтобы в городе время прибытия инспекторов ГАИ на место ДТП не превышало 15 минут, а в сельской местности – 30 мин. Получится ли это на практике? – пока не известно.
Пока выводы об успешности или не успешности эксперимента в Хмельницком по реформе ГАИ, делать рано. Эксперимент продлится до 28 февраля 2015 г. Тогда и будет видно. Следующим городом, где намечено такое объединение ГАИ и ППС будет Киев.
Что касается реформы ГАИ в целом, то на нее есть несколько взглядов. А на то, как она будет (должна) проходить – несколько видений. Министр МВД Арсен Аваков пока официально не презентовал реформу ГАИ в полном объеме, но пообещал информировать общественность о дальнейших ее этапах. В то же время, как стало известно, экспертная группа Форума безопасности дорожного движения разработала свой вариант реформы ГАИ, который официально презентует в ближайшее время.
Зафиксированы некоторые очертания реформы ГАИ и в тексте коалиционного соглашения, который подписали 5 политический партий. В нем (тексте) одним из пунктов вообще значится – “ликвидация ГАИ и передача функций обеспечения безопасности дорожного движения Единой патрульной службе”.
Или это стремления повторить “ошибки Ющенко” или просто неумение формулировать мысли на бумаге – пока не понятно.
Кроме того, в коалиционном соглашении предусмотрено внести изменения в закон “О дорожном движении”, создать законодательную базу для фото- и видеофиксации нарушений, отдать полномочия выносить штрафы за неправильную парковку муниципалитетам и ликвидировать “вилку” штрафов. Вот, собственно, и все, что по мнению коалициантов, будет способствовать повышению безопасности движения.
Другими словами, какой будет реформа ГАИ или ее ликвидация, пока не понятно вообще никому. Но какие-то очертания этой реформы уже проступают. (Auto-Consulting/Транспорт Украины и мира)