К Новому году распределение авиамаршрутов будет разблокировано. В конце декабря должно состояться первое заседание комиссии, которая выдает права на маршруты по новому порядку, рассказал председатель Государственной авиационной службы Денис Антонюк. Впрочем, не исключено, что комиссия недосчитается заявок от участников рынка. Ряд украинских авиакомпаний считают новый порядок дискриминационным и собираются жаловаться президенту.
Сейчас действуют правила распределения авиамаршрутов, которые были утверждены Министерством инфраструктуры в 2013 г. Приказом Госавиаслужбы принят новый порядок, и приказ Мининфраструктуры отменяется, уточнил Денис Антонюк.
Новый порядок выдачи направлений был утвержден Госавиаслужбой еще в октябре, а в ноябре его утвердило Министерство юстиции. Он сулит авиакомпаниям несколько неожиданностей. Права на эксплуатацию международной линии смогут получить только авиакомпании, которые контролируются (полностью или более 50% уставного капитала) государством или гражданами Украины. Перевозчики, которыми владеют иностранные физлица и компании, работающие в Украине через дочерние предприятия, не смогут получат права. “Норма правил, о которой идет речь, призвана фактически обеспечить невозможность ситуации, когда на международной воздушной линии с ограничением частот “украинская” квота будет передана авиаперевозчику иностранного государства, который мог бы по старым правилам получить права как украинский перевозчик посредством учреждения украинских “дочек”. С этой точки зрения норму следует оценивать как позитивную”, – прокомментировала данную норму корпоративный пресс-секретарь авиакомпании “Международные авиалинии Украины” Евгения Сацкая.
Ряд авиакомпаний готовят обращение к президенту Петру Порошенко о ситуации, которая может сложиться на рынке после принятия новых правил выдачи маршрутов.
Кроме того, перевозчики смогут получать международные направления при условии, что авиаперевозчик выполняет регулярные внутренние рейсы по Украине в течение не менее 12 месяцев. Однако эта норма начнет действовать только через год после вступления в силу новых правил. Если на одно и то же направление, частоты полетов по которому регулируются межправительственными соглашениями, претендуют несколько авиакомпаний, то будет применяться формула, учитывающая несколько параметров: количество эксплуатируемых выданных маршрутов, количество самолетов в парке, сотрудников и т. д., рассказывает Денис Антонюк.
Авиакомпании Wizz Air Ukraine, Atlasjet Ukraine, “ЮТэйр-Украина” входят в пятерку лидеров, но их бенефициарами являются нерезиденты. Они смогут получить новые назначения уже в декабре, только если покажут, что их собственниками являются граждане Украины, говорит Денис Антонюк. Он отмечает, что в то же время авиакомпании могут свободно получить назначения, например, в Италию или Испанию, которые не регулируют с Украиной количество выполняемых между странами рейсов и осуществляющих их авиакомпаний.
Старший юрист юрфирмы Marchenko Danevych Андрей Гук, который представляет интересы нескольких авиакомпаний, в том числе и Atlasjet Ukraine, говорит, что этот перевозчик не намерен менять структуру собственности в связи с новым порядком. По его словам, ряд авиакомпаний готовят обращение к президенту Петру Порошенко о ситуации, которая может сложиться на авиарынке после вступления в силу новых правил выдачи авиамаршрутов. “Положения (нового) порядка сформулированы таким образом, что ни одна из авиакомпаний даже теоретически не сможет претендовать на получение прав на эксплуатацию воздушных линий, если ее заявка будет конкурировать с заявкой “Международных авиалиний Украины”. Ведь… будут учитываться только количество самолетов и платежей в бюджет и другие количественные, но не качественные параметры”, – сказано в письме. В результате, подытоживается в письме, одна авиакомпания, которая является крупнейшей по всем количественным показателям, будет иметь инструмент для блокировки доступа любой другой авиакомпании на рынок воздушных перевозок. (Капилал/Транспорт Украины и мира)