Государственный комитет по имуществу Беларуси объявил конкурс по продаже 99,9% акций грузовой авиакомпании “Трансавиаэкспорт”, принадлежащих Министерству транспорта и коммуникаций страны (остальные ценные бумаги находятся во владении физических лиц). Пакет оценили в $25 млн. Конкурс должен состояться 30 декабря.
Победитель конкурса должен будет внести в уставный фонд “Трансавиаэкспорта” не менее $20 млн. “на модернизацию и восстановление летной годности семи планеров Ил-76, принадлежащих компании, в течение двух лет со дня заключения договора купли-продажи акций”. Еще минимум $5 млн. потенциальному инвестору предстоит потратить “на строительство авиационного ангара не менее чем на три самолето-места в течение двух лет со дня предоставления обществу земельного участка для строительства авиационного ангара”. В соответствии с распоряжением президента Беларуси “Об отчуждении акций”, земельный участок для строительства ангара на территории аэропорта Минска ориентировочной площадью 2,5 га предоставляется авиакомпании Минским горисполкомом в аренду на 99 лет.
Кроме того, в течение двух лет с момента заключения договора купли-продажи акций новому владельцу предстоит обновить флот “Трансавиаэкспорта”, купив не менее двух грузовых воздушных судов производства Boeing. Планируется, что новый владелец будет погашать первоначальные лизинговые платежи.
Также на потенциального инвестора будет возложена обязанность сохранить количество рабочих мест и профиль деятельности авиакомпании в течение пяти лет после совершения сделки. Среднесписочная численность работников авиакомпании составляет 330 чел. Помимо грузовых перевозок “Трансавиаэкспорт” оказывает услуги по ремонту и техническому обслуживанию авиатехники.
Расчет инвестиций выполнен с учетом затрат на восстановление до норм летной годности семи планеров Ил-76, находящихся на глубоком хранении в минском аэропорту, и в целом на поддержание в состоянии летной годности всего самолетного парка (сейчас пять Ил-76ТД). Предусматривается поэтапное вовлечение в хозяйственный оборот находящихся на хранении самолетов и возможность эксплуатации не менее 10 Ил-76, оснащение их ресурсными авиадвигателями Д-30КП-2.
“Участник, выигравший конкурс, в качестве нового собственника будет определять варианты комплектации самолета Ил-76 маршевыми авиационными двигателями”, – говорится в информационном меморандуме “Трансавиаэкспорта”. Ранее программой развития гражданской авиации Беларуси на 2006-2010 гг. для основного грузового авиаперевозчика страны уже предусматривалась модернизация двух транспортных Ил-76ТД. При этом самолеты должны были пройти ремоторизацию: штатные двигатели Д-30КП на них собирались заменить модернизированными Д-30КП-3 “Бурлак” разработки НПО “Сатурн”.
Осенью 2013 г. директор департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Владимир Костин говорил, что, “Трансавиаэкспорт” находится в крайне тяжелом финансовом положении из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка грузовых авиаперевозок, обусловленной снижением деловой активности в еврозоне, а также из-за высокой стоимости авиационного топлива. По итогам прошлого года, когда “Трансавиаэкспорт” перевез 5 тыс. т, его чистый убыток достиг почти Br41 млрд. В 2012 г. убыток составлял только Br11 млрд. “Кроме того, из-за несоответствия авиадвигателей нормам по шумам на рынке Западной Европы невозможно эксплуатировать воздушные суда Ил-76ТД, которые находятся в парке авиакомпании”, – говорил чиновник.
По словам Костина, руководство “Трансавиаэкспорта” принимало меры для наращивания объема услуг и проводило разностороннюю коммерческую работу. Например, велись переговоры о выполнении полетов к Южному полюсу, переговоры с представителями ООН о возобновлении работы по программе World Food Program в Южном Судане и переговоры с компанией Euroway о возобновлении рейсов в Африканском регионе, в результате чего одно воздушное судно было забазировано в Йоханнесбурге (ЮАР).
Летом стало известно, что основной грузовой авиаперевозчик Беларуси получит в мокрый лизинг два Boeing-747-400F. Соответствующий договор был подписан со словацким грузоперевозчиком ACG (Air Cargo Global), который возглавляет Андрей Горяшко – бывший руководитель “Аэрофлот-Карго”, позже – предположительный учредитель немецкой авиакомпании Air Cargo Germania (прекратила деятельность). В конце октября в Минск прилетел ранее эксплуатировавшийся в Германии Boeing-747-400F (серийный номер 24311/869) выпуска 1991 г., со словацким регистрационным номером OM-ACG и надписью: Operated for TransAviaExport. По имеющейся информации, воздушное судно внесено в приложение к сертификату эксплуатанта “Трансавиаэкспорта”. Будет ли Air Cargo Global участвовать в конкурсе, не известно.
Заместитель директора по коммерческой работе “Трансавиаэкспорта” Олег Кудрицкий отметил, что раз объявление о проведении конкурса сделано Госкомимуществом, то комментировать будущее авиакомпании не представляется возможным. “Это решение собственника. Я нанятый им менеджер”, – заключил он. Еще в одной грузовой авиакомпании Беларуси – “РубиСтар” – сообщили, что на планах ее развития продажа “Трансавиаэкспорта” вряд ли отразится.
Заявку на участие в конкурсе по продаже “Трансавиаэкспорта” в срок до 12 декабря могут подать как белорусские, так и иностранные компании, индивидуальные предприниматели или представители физических лиц. При этом для возможности совершения сделки “до 23 декабря дополнительно предоставляется документ, подтверждающий согласие антимонопольного органа” на нее, говорится в сообщении Госкомимущества Беларуси. Пресс-секретарь ведомства Елена Костюкова пояснила, что победителем конкурса, который состоится даже при одной поданной заявке, будет признан участник, предложивший “экономически более привлекательные условия”.
“Трансавиаэкспорт” был создан в конце 1992 г. в рамках сокращения белорусских Вооруженных сил и конверсии высвобождаемых в связи с этим основных фондов Министерства обороны. (Авиатранспортное обозрение/Транспорт Украины и мира)