Госадминистрация железнодорожного транспорта “Укрзалізниця” (УЗ) хочет поправить финансовое положение и просит внедрить свободное тарифообразование на грузовые перевозки. По мнению контрагентов и клиентов УЗ, свободное тарифообразование означает перевод его в ручной режим и усиление монопольного влияния железнодорожников.
Исполняющий обязанности главы УЗ Максим Бланк заявил: “Мы просим, чтобы нам дали возможность работать, пусть с некоторыми ограничительными планками, но все же в рамках свободной конкуренции. Тогда мы сможем быть более гибкими в части перевозок”. При этом он дал понять, что для клиентов свободное тарифообразование в большинстве случаев будет означать повышение стоимости перевозок. “Нужно перейти на ту форму тарифообразования, которая позволит осуществлять простое воспроизводство основных средств”, – отметил Бланк. При этом в ряде случаев железнодорожники будут идти на ценовые уступки там, где это возможно.
Такое заявления УЗ рынок воспринял, мягко говоря, встревоженно. Если государство отпустит цены на грузоперевозки железнодорожным транспортом, это еще больше упрочит монопольное положение УЗ, прокомментировал инициативу железнодорожников заместитель генерального директора ПАО “АрселорМиттал Кривой Рог” Владимир Ткаченко: “Сегодня не приходится говорить, что цены на перевозки несправедливые, я бы даже сказал, что они находятся на достаточно высоком уровне. У нас есть понимание, что государство должно помочь решить трудности УЗ. Но мы считаем, что просто отпустив тариф на грузоперевозки, экономические проблемы железной дороги не решить, при этом у грузоотправителей нет особого выбора – мы же не можем возить грузы вертолетом”.
Он предположил, что отпустив цены, УЗ будет повышать тарифы наиболее платежеспособным грузоотправителям. С ним солидарен и генеральный директор агрокомпании “Нибулон” Алексей Вадатурский. Он отметил, что свободное ценообразование для железных дорог – это вседозволенность и что воплощение такой идеи приведет к анархии, которая дестабилизирует любое планирование грузоперевозок как самой УЗ, так и грузоотправителями. “Государство должно применять нормальные методы стабилизации перевозок. Кто должен брать на себя риски, если УЗ будет менять цены каждый месяц?”, – вопрошает глава “Нибулона”.
Идеи УЗ не нашли поддержки и у опрошенных ее контрагентов – частных экспедиторов и грузоперевозчиков, оперирующих собственными парками грузовых вагонов. Некоторые экспедиторы считают такой механизм малоэффективным. По их мнению, в случае внедрения свободных тарифов грузоотправитель предпочтет частный вагон (который будет даже дороже, чем в УЗ) с понятной ценой коту в мешке.
Начальник отдела исполнения договоров ООО “Первая грузовая компания” в Украине Анатолий Опатерний выразил мнение, что таким образом УЗ внедрит ручное регулирование, что может привести к увеличению коррупционной составляющей в принятии тех или иных решений. Специалист подчеркивает, что это также может привести к неразберихе и даже к панике на рынке, так как будет непонятно, какова же цена на тот или иной вид перевозок. Исчезнет нынешняя определенность (сейчас есть тарифная сетка, по которой все работают, на каждом маршруте известна стоимость перевозки).
В то же время УЗ остается самым дешевым ж/д оператором, считает старший аналитик инвестгруппы “АРТ Капитал” Алексей Андрейченко. По его информации, цены УЗ на перевозку грузов ниже российских порой в 2,5 раза. Кроме того, по мнению Андрейченко, тарифы УЗ долгое время не индексировались, в то время как затраты, в том числе и из-за инфляции, росли. “При либерализации можно ожидать роста тарифов до уровня, при котором спрос и предложение будут сбалансированы. В рыночной цене будут заложены стоимость вагонов, возможность их аренды (в качестве альтернативы) и другие рыночные механизмы”, – говорит Андрейченко.
Но повышение тарифов неизбежно приведет и к снижению конкурентоспособности железнодорожного транспорта. Уже сегодня при перевозках на расстояние до 200 км конкуренцию УЗ составляет автомобильный транспорт, говорит начальник отдела логистики компании “Гермес-Трейдинг” Вячеслав Сорокун.
Эксперты полагают, что грузовладельцы и сегодня могут выбирать, каким образом транспортировать грузы: прибегать к услугам частных ж/д операторов, самостоятельно арендовать вагоны, приобрести или создать собственную компанию-перевозчик, наконец – использовать речной или автомобильный транспорт.
И с ростом тарифов УЗ привлекательность альтернативных ей операторов и видов транспорта вырастет, поскольку многие компании просто не потянут удорожания транспортных расходов. По словам Андрейченко, для многих грузоотправителей транспортные расходы составляют порядка 10%, и если их объем вырастет, например вдвое, их бизнес может стать нерентабельным. Придется искать альтернативные решения.
По словам Андрейченко, сегодня экономика страны находится в очень хрупком состоянии, и каждая инициатива, подобная внедрению свободных тарифов для УЗ, может иметь непрогнозируемые последствия. “Поэтому, думаю, на данный момент над тарифами сохранят государственный контроль, хотя в перспективе рыночный метод является более эффективным, – говорит Андрейченко. – УЗ все равно будет сдержанно подходить к вопросу ценообразования и активно консультироваться с грузоотправителями. Но если компромисс найти не смогут и каждый будет просто перетягивать на себя одеяло, то пострадают все, в том числе УЗ, которая потеряет клиентов”. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)