Доля автомобильных грузоперевозок в общем объеме растет. Причины — высокие тарифы РЖД и рост импорта продуктов из Беларуси.
Петербургские транспортные компании за первые 10 месяцев 2014 г. перевезли 10 млн. т грузов, что на 3,3% ниже аналогичного периода прошлого года, сообщает Петростат. Судоходные компании снизили объем перевозок на 9% до 7 млн. т. Автотранспортом за январь — октябрь 2014 г. было перевезено 2,4 млн. т (+15,6%). Грузоперевозки на Октябрьской железной дороге за этот период снизились на 8,9% до 90,5 млн. т.
Грузоперевозки падают уже несколько месяцев. За три квартала этого года транспортные компании перевезли 9,1 млн. т, что меньше аналогичного периода прошлого года на 2,1%, сказано в материалах Петростата. Происходит перетекание грузов с железнодорожного транспорта: клиентам выгоднее раздробить общий объем грузов на несколько небольших партий и отправить сборными перевозками автотранспортом, чем использовать контейнерные перевозки по железной дороге, считает гендиректор компании ПЭК Евгений Фирсов. Тарифы на автомобильные перевозки остались на уровне 2011 г., а железнодорожные тарифы за это время выросли минимум на 30%, уверен председатель совета НП «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Компании, которые отправляли товары народного потребления, хозтовары, различное оборудование, пересели на авто, рассказала представитель крупного логистического оператора.
Грузооборот портов Петербурга за 10 месяцев 2014 г. Петростат оценивает в 176 млн. т (рост — 5%). По данным «Администрации морских портов Балтийского моря», грузооборот порта Санкт-Петербург в январе — октябре вырос на 6% до 51,2 млн. т. Перевалка контейнеров в нем снизилась на 5% до 1,9 млн. TEU, объем рефрижераторных грузов упал на 4% до 1,7 млн. т, насыпных — на 44% по сравнению к тем же периодом прошлого года. Объем навалочных грузов вырос на 27% до 7 млн. т.
По мнению начальника отдела организации автомобильных и железнодорожных перевозок DPD в России Юрия Минакова, изменился характер грузов, которые обычно обрабатывались через порты Петербурга: «Поменялась номенклатура грузов, что повлекло за собой привлечение большего количества автотранспорта и снижение доли других видов перевозок». Как изменилась номенклатура, Минаков не уточняет. Общий же объем перевозок в регионе, в т. ч. и строительного инструмента, по его мнению, снижается под давлением санкций ЕС.
Рост спроса на автомобильные перевозки можно объяснить сезонностью, уверен директор компании «Груз экспресс» Владимир Кидяев: «Спрос на автомобильные перевозки возрастает с конца сентября и продолжается до конца года. Это связано со стимуляцией потребительской активности и предстоящими праздниками». Кроме этого в IV квартале, как правило, закрывают госконтракты, которые влияют на объем автомобильных поставок, добавляет Кидяев.
На статистике грузооборота отразился рост импорта продуктов из Белоруссии, говорит начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский. Товарооборот X5 Retail Group с Беларусью вырос в 1,5-2 раза с августа 2014 г., говорит его представитель, также повысилась доля российских поставщиков. Для поставок продуктов в компании используют только автотранспорт (50% поставок обеспечивает собственный автопарк). Значительное увеличение поставок из Беларуси подтверждает представитель крупного ритейлера. Изменений в структуре поставок в его компании не заметили, добавляет он. (vedomosti.ru/ Транспорт Украины и мира)