Транспорт Украины и мира

Украина: рынок авиационных перевозок находится в крайне сложном положении

Украинский рынок авиационных перевозок находится в крайне сложном положении. По данным Госавиаслужбы Украины, за январь-ноябрь в отечественных аэропортах (без учета аэропортов Симферополя и Севастополя) пассажиропоток сократился, по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., на 22%, в т. ч. на международных линиях – на 19,4%, на внутренних – на 37,3%.

Госстат сообщает, что за 11 месяцев авиаперевозчики потеряли 16,3% пассажиров и 14,9% грузов. Из-за кризиса в экономике и существенной девальвации гривны подавляющее большинство граждан Украины теперь не могут позволить себе летать на самолетах с докризисной частотой, либо вовсе отказались от воздушных путешествий до “лучших времен”, скорого наступления которых ожидать не приходится. В довершение ко всему, Украина лишилась сразу трех международных аэропортов: “Симферополь” в оккупированном Россией Крыму, “Донецк”, которого на данный момент фактически не существует, и “Луганск”, где большая часть инфраструктуры (включая здание аэровокзала и взлетно-посадочную полосу) полностью разрушена и не подлежит восстановлению.

С недавних пор отраслевые эксперты выделяют еще один фактор, оказывающий негативное влияние на отечественный рынок авиаперевозок, – действия организации под названием “Ассоциация авиапредприятий Украины” (контролируется авиакомпанией “Атласджет Украина”), заявившей о себе около месяца назад. Все это время она самыми различными способами (акции, пикеты, заказные публикации в СМИ, “воззвания” к органам государственной власти и авиационному сообществу) пытается дестабилизировать ситуацию и посеять панику среди пассажиров, намереваясь еще сильнее осложнить ситуацию в отрасли, стремясь обанкротить авиакомпанию “МАУ” (“Международные авиалинии Украины”).

Пятая колонна. Так принято называть внутренних противников, всячески противодействующих руководству страны, действующих в интересах другого государства. “Ассоциация авиапредприятий Украины” – из их числа. Нет сомнения, что переломить негативные тенденции в отрасли авиаперевозок можно лишь с помощью проведения кардинальных реформ, установления четких, понятных, одинаковых для всех правил игры на рынке, повышения открытости и прозрачности в действиях авиационных властей. Госавиаслужба уже начала такую работу, что не могло не вызвать противодействия со стороны тех, кто пользовался немалыми привилегиями во времена Януковича и до сих пор тесно связан с “семьей” сбежавшего президента.

Выбор ими МАУ в качестве объекта для нападения не случаен: крупнейший украинский авиаперевозчик; ежемесячно платит немалые суммы в бюджет и различные бюджетные фонды; дает около половины оборотов “Украэроруха” и аэропорта “Борисполь”; обеспечивает работой почти 2,5 тыс. сотрудников и стабильными заказами множество компаний-партнеров. Поэтому, как уверены специалисты, в случае банкротства МАУ, чего добивается ассоциация и стоящая за ней “Атласджет Украина”, отрасли будет нанесен мощнейший удар, от которого в нынешних реалиях она вряд ли сможет оправиться.

Следует отметить, что расшатывать ситуацию на рынке авиаперевозок “пятая колонна” начала летом. Но из-за войны на Донбассе и российского вторжения это не было на тот момент столь важной темой. К тому же, речь шла о судебных процессах, организованных против Госавиаслужбы и МАУ. Не ассоциацией, которой тогда даже не существовало, а подлинным организатором и руководителем антиукраинских выступлений в отечественной гражданской авиации – компанией “Атласджет Украина”.

По документам “Атласджет Украина” считается дочерним предприятием турецкой авиакомпании Atlasjet Havacılık A.S. (примечательно, что в аэропорту “Симферополь” захваченного Россией Крыма Atlasjet имеет официальное представительство, а также совершает регулярные рейсы в Северный Кипр, захваченный 40 лет назад Турцией). Но эксперты и непосредственно участники рынка придерживаются иного мнения – “Атласджет Украина” был создан на деньги семьи В. Януковича, с целью передела рынка авиаперевозок Украины. Недаром сразу же после регистрации компании в конце сентября 2013 г., по инициативе тогдашнего главы Мининфраструктуры В. Козака изменили “Положение о лицензировании авиационных перевозчиков”, исключив требование о необходимости отработать авиакомпании не менее 1 года на внутренних рейсах до начала выполнения ею международных рейсов. Трудно назвать случайностью и назначение генеральным директором “Атласджет” С. Подгородецкого – бывшего работника СБУ и бывшего заместителя генерального директора “Львовских авиалиний”, непосредственно виновного в их искусственном банкротстве, однако, не понесшего за это никакого наказания.

После бегства Януковича в Россию планы по переделу рынка, казалось, провалились. Но сдаваться “семья” не собиралась. В апреле “Атласджет” получил разрешение эксплуатировать в Украине 15 воздушных линий, причем, сделано это было в обход Госавиаслужбы, предоставляющей соответствующие лицензии. 3 июля специализированная Комиссия при Мининфраструктуры выдала “Атласджет” 14 назначений на международные рейсы, из которых 4 были беспарданно отобраны у МАУ. Эксперты особо акцентируют внимание на цинизме происходящего, ведь на тот момент “Атласджет” не совершил ни одного полета.

МАУ обжаловало противоправное решение комиссии, обратившись с иском в Окружной административный суд Киева. Тот до выяснения всех обстоятельств, наложил временный запрет на выполнение “Атласджет” международных рейсов, разрешив беспрепятственно летать в Украине. Но “Атласджет” даже не собирался начинать это делать, зато подал иск в тот же суд иск, потребовав лишить МАУ абсолютно всех назначений на международные регулярные рейсы.

Затем последовало еще несколько исков с похожими требованиями, среди которых особо стоит выделить два: о признании незаконным переоформления по новой процедуре прав МАУ на эксплуатацию воздушных линий и о признании недействительными всех соглашений между МАУ и “Борисполем” относительно наземного обслуживания в аэропорту.

За почти 15 месяцев, прошедших с момента регистрации, авиакомпания “Атласджет Украина” так и не выполнила ни одного рейса. Два взятых ее в лизинг самолета преданы “материнской” Atlasjet и сейчас летают под ее кодом. Базовым аэропортом “Атласджет” является “Львов”, перед которым у авиакомпании долг в 235 тыс. грн. Между тем, объектом ее “пристального внимания” стали МАУ и международный аэропорт “Борисполь”. Ведь не добившись банкротства крупнейшего отечественного авиаперевозчика и не установив контроль над главным аэропортом Украины, не удастся захватить отечественный рынок воздушных перевозок. К чему так стремится семья В. Януковича с помощью своей компании “Атласджет” и “карманной” ассоциации, куда входит мизерная группа участников рынка, подавляющее большинство из которых уже давно не выполняет рейсы.

Нечто похожее происходило два года назад. Как единодушно отмечали эксперты, специалисты отрасли, экономисты и политологи, старший сын тогдашнего президента Украины А. Янукович решил отобрать “АэроСвит” у его владельцев. Когда же это не удалось, авиакомпанию искусственно обанкротили, использовав злоупотребивших своими полномочиями правоохранительные структуры и фискальные органы, подкупленные суды, полностью подконтрольные В. Януковичу профильное министерство и авиационные регулирующие органы. А спустя некоторое время на сцену из ниоткуда вышел “Атласджет Украина”.

Банкротство “АэроСвита” нанесло громадный ущерб авиационной индустрии и смежным отраслям, пассажирам, имиджу Украины в целом. Хорошо еще, что авиакомпания “МАУ” смогла взять на себя рейсы уничтоженной семьей В. Януковича авиакомпании. В нынешних же условиях падения экономики и деловой активности, резкой девальвации гривны, оккупации Крыма и войны на Донбассе, банкротство МАУ, которое пытается инспирировать авиакомпания “Атласджет Украина” и подконтрольная ей “Ассоциация авиапредприятий Украины”, окажется фатальным для отрасли.

Нет сомнений в том, что находящийся в России бывший президент Украины В. Янукович полностью зависит от милости тамошних властей. Поэтому логичный вывод таков – заказчиком работы, направленной на развал украинской отрасли авиаперевозок и инспирирования банкротства МАУ, может быть именно Российская Федерация, ведущая войну с нашей страной на всех фронтах. (trans-port.com.ua/Транспорт Украины и мира)

Exit mobile version