21 млрд. грн. на “Укравтодор” и более 3 млрд. для Мининфраструктуры предусмотрено проектом бюджета страны на следующий год. Но о развитии речь не идет, большая часть этих денег – погашение кредитных обязательств.
Если правительство Арсения Яценюка еще в первую каденцию окрестили правительством камикадзе, то бюджет-2015 как только не называют: и “бюджетом-убийцей”, и “бюджетом-резней”. Список можно продолжать, но так или иначе, все характеристики указывают на то, что в следующем году государство собирается сильно экономить. Проанализируем, коснется ли экономия транспортной отрасли и чем этот бюджет лучше или хуже предыдущего в данном контексте. Об увеличении финансирования речи не идет, а правительство просто пытается удержать уровень финансирования инфраструктуры хотя бы на том же уровне, что и прежде, с учетом новых экономических условий.
Итак, в бюджете-2015 расходы на Министерство инфраструктуры были увеличены вдвое. Ведомство получит около 3,26 млрд. грн., хотя в этом году эта сумма составляла всего лишь 1,46 млрд. грн. Однако здесь есть нюанс. Львиная доля денег Министерства – 2,75 млрд. грн. – будет потрачена на погашение кредитных обязательств по кредитам, привлеченными еще во время подготовки к Евро-2012. В бюджете-2014 такой статьи расходов не было.
Экономия все же не обошла министерство стороной, а точнее его аппарат. В бюджете-2015 на управление в сфере инфраструктуры предусмотрено 33 млн. грн., хотя в уходящем году было выделено 34,5 млн. грн. Соответственно немного уменьшились и расходы на оплату труда сотрудникам министерства с 17,5 до 16,9 млн. грн.
В бюджете-2015, как и в действующем, главным распорядителем инфраструктурных средств является “Укравтодор”, финансирование которого будет увеличено на 22,8%. В следующем году для госагентства предусмотрено 20,83 млрд. грн., тогда как в уходящем году – 16,96 млрд. грн. Примечательно, что из последней суммы 2,54 млрд. грн. были выделены в 2014 г. на субвенцию местным бюджетам для строительства, ремонта и содержания дорог коммунальной собственности. В бюджете-2015 такая субвенция не предусмотрена.
На что же “Укравтодор” планирует потратить 20,83 млрд. грн. Если взглянуть на статьи расходов, то становится очевидно: не видать Украине хороших дорог и в следующем году. Оказывается, что из указанной суммы 17,41 млрд. грн. пойдет на обслуживание долговых обязательств и погашение кредитов, взятых под государственные гарантии. А на развитие и содержание сети автодорог останутся крохи – около 3,41 млрд. грн. Особенно если учесть тот факт, что протяженность автомобильных дорог в Украине составляет порядка 170 тыс. км. Обнадеживает то, что “Укравтодору” будет предоставлен кредит из специального фонда в 4,7 млрд. грн. на развитие автомагистралей и реформу дорожной отрасли. В 2014 г. эта сумма была вдвое меньше – 2,29 мдрд грн. Однако пока остается неясным, какая часть из этой суммы пойдет непосредственно на строительство дорог.
По сравнению с “Укравтодором” другим инфраструктурным ведомствам в бюджете-2015 достались просто крохи. Государственная специальная служба транспорта получит около 302 млн. грн., Государственная авиационная служба – 121 млн. грн. Если сравнить эти показатели с прошлогодними, то окажется, что финансирование Госспецтрансслужбы увеличилось на 15,7% (в 2014 г. – 260 млн. грн.), а вот нашумевшая в последние месяцы Госавиаслужба получит вдвое больше денег (в 2014 г. – 62 млн. грн.).
А еще двум ведомствам (Госинспекции по безопасности на наземном транспорте и по безопасности на морском и речном транспорте) финансирование было урезано. Госинспекция по безопасности на наземном транспорте в бюджете-2014 получила почти 31 млн. грн., в бюджете-2015 – около 10 млн. грн. Еще более суровая участь постигла Госинспекцию по безопасности на морском и речном транспорте: ее финансирование уменьшилось втрое – с 19 млн. грн. до 6 млн. грн. А часть ее расходов теперь включена в сферу ответственности министерства. Прежде всего, речь идет о поддержании судноплавных шлюзов и внутренних водных путей. На эти работы в 2014 г. выделено почти 41 млн. грн., в следующем запланировано 39 млн. грн.
Кроме того, в бюджете-2014 значилась и “Укрзализныця”. Тогда государственному монополисту было выделено более 1 млрд. грн. на медицинское обслуживание работников и пассажиров ж/д транспорта. В бюджете-2015 такой статьи расходов не предусмотрено.
Не стоит забывать, что бюджет – это своего рода финансовый указатель, и в течение года он может существенно измениться. Да и те расходы, которые прописаны в государственной смете в отдельных статьях, Кабмин распределяет в пределах своих полномочий на те или иные проекты. Так что ситуация может кардинально измениться. В любом случае, Мининфраструктуры в следующем году должно довести до логического завершения преобразование “Укрзализныци” в акционерное общество. Да и дорожная сфера требует кардинальных реформ. Будем надеяться, что с таким бюджетом нынешнее правительство Украины не станет камикадзе, а наоборот станет спасителем национальной экономики. (ЦТС/Транспорт Украины и мира)