В Ильичевском порту назревает международный скандал – из-за незаконных действий инспекторов Госэкоинспекции под погрузку не допущено китайское судно Heilan Star. Об этом стало известно из собственных источников в порту.
Причина конфликта – отказ китайского капитана разрешить экоинспектору отобрать пробы для химического анализа изолированного балласта, так как согласно международным конвенциям он не подлежит такому контролю. При этом экологи, в частности Артур Микита, настаивал на отборе проб, ссылаясь на устное распоряжение начальника Ильичевского экопоста Ильдара Салаватова.
Судно пыталось зайти в порт под загрузку чугуна утром 17 января. Весь экипаж – граждане КНР. На данный момент экипаж заблокирован на судне, поскольку из-за непрохождения экоконтроля пограничники не дают разрешение на открытие границы. Капитан намерен обратиться в украинские правоохранительные органы и СМИ.
Кроме того, с 14 января экологи не допускают в порт украинское судно “Алина”, прибывшее на ремонт на Ильичевский СРЗ. Причина аналогична – отказ капитана разрешить экоинспекторам Валерию Топалову и Андрею Маркову отобрать пробы изолированного балласта. Судовладелец уже обратился с жалобой в Госэкоинспекцию Северо-западного региона Черного моря и Госпогранслужбу.
Согласно международной конвенции о предотвращении загрязнения с судов МАРПОЛ-73/78 изолированный балласт не подлежит химическому контролю. Это вода, набранная в открытом море, является инструментом для обеспечения безопасного плавания, остойчивости судна и откатывается при проведении погрузочных работ в порту. Украина присоединилась к конвенции в 1993 г., но экологи, ссылаясь на нормативные акты Минприроды, требуют проведение такого контроля. Этой коррупционной схеме 16 лет. Она создает условия для вымогательства. Ежегодная сумма поборов оценивается в $25-30 млн. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)