За 17 лет существования авиакомпания SCAT (Service Cargo Air Transport), созданная в 1997 г. бывшими работниками Чимкентского объединенного авиаотряда Казахского УГА, проделала путь от эксплуатанта советской турбовинтовой авиатехники до оператора широкофюзеляжного Boeing-767. В 2013 г. перевозчик создал структурное подразделение для чартерных рейсов Sunday Airlines, а в конце 2014 г. в целях успешного прохождения аудита IOSA перевел все самолеты классического советского поколения в дочернюю авиакомпанию “Южное небо”.
Летом 2014 г. экс-пилот Чимкентского авиотряда, а ныне президент SCAT Владимир Денисов, владеющий перевозчиком совместно с коллегой по летному делу Владимиром Сытником (занимает пост вице-президента предприятия) отмечал, что на первом этапе политика авиакомпании строилась на эксплуатации Ан-24. Первоначально на торгах было выкуплено четыре машины, из которых восстановить удалось лишь одну. Предприниматели сосредоточились на скупке Ан-24 из казахстанских авиакомпаний, которые в ту пору быстро появлялись и так же быстро исчезали. В итоге парк самолетов постепенно вырос до 24 машин. “Мы выкупили в Украине и России почти весь резерв авиадвигателей для Ан-24; покупали везде, где было возможно, запчасти для наших самолетов. На тот момент они стоили копейки, сейчас таких цен не найти. Сегодня у нас самый большой парк летающих самолетов Ан-24”, – рассказывал в одном из интервью Денисов.
В 1998 г. SCAT выполнила первый внутриреспубликанский рейс по маршруту “Алматы – Кзыл-Орда” и международный чартерный – из Чимкента в Ашхабад. В 2005 г. у авиакомпании появляется реактивный Як-42. Тогда же она подписывает так и не выполненный контракт на поставку Ан-148. “Готовить сотрудников на западную технику в те годы было довольно сложно. Мы решили поработать за пределами Казахстана. Пять лет наши ребята работали в африканских странах на рынке регулярных перевозок. И только освоив западный тип самолетов на практике, мы начали присматриваться к ним. В 2008 г. у нас появился первый Boeing, который начал летать по маршруту “Чимкент – Астана”, – говорит топ-менеджер. Сегодня основу парка SCAT, средний возраст которого около 17 лет, составляют 18 самолетов западного производства: три Boeing-737-300, три Boeing-737-500, один Boeing-737-700, четыре Boeing-757-200, один Boeing-767-300 и шесть CRJ200. Приобретение в 2014 г. одного Boeing-737NG и первого широкофюзеляжного лайнера Boeing-767-300 произошло в рамках реализации программы по обновлению парка самолетов, разработанной на период до 2020 г.
Благодаря наращиванию флота объемы пассажирских перевозок SCAT за пять лет возросли в 2,4 раза – с 454 тыс. пасс. в 2009 г. до 1,1 млн. пасс. в 2013 г. За этот же период лидер гражданской авиации Казахстана – авиакомпания Air Astana увеличила объемы в 1,7 раза до уровня 3,7 млн. пасс. по итогам прошлого года, а отрасль воздушных перевозок Казахстана в целом – в 1,9 раз (5 млн. пасс. в 2013 г.). По данным республиканского Министерства транспорта и коммуникаций, национальный авиаперевозчик Air Astana занимает 75% рынка, SCAT – 20%, остальные авиакомпании – 5%.
В пресс-службе SCAT отмечают, что перевозчик не дотируется ни государством, ни инвесторами, поэтому покупка ВС и другие крупные проекты осуществляются в полном объеме силами и средствами SCAT. По состоянию на май 2014 г. в расписании ведущей авиакомпании страны был 41 международный и 19 внутренних рейсов. В SCAT это соотношение обратное: 44 внутриреспубликанских маршрута и 22 заграничных.
В 2012 г. правительство Казахстана отменило так называемые тендеры по распределению внутренних авиамаршрутов. Таким образом, рынок региональных рейсов был либерализован.
2013 г. стал для SCAT одним из самых сложных в истории. 29 января при заходе на посадку в аэропорту Алматы потерпел катастрофу 50-местный CRJ200 с регистрационным номером UP-CJ006. Погибли пять членов экипажа и 16 пасс. Расследование до сих пор не завершено. После этого на SCAT обрушилась волна резкой и чаще всего необъективной критики, хотя местные СМИ и до этого события не особенно жаловали авиакомпанию.
В этих условиях перевозчик открыл в структуре подразделение для выполнения чартерных рейсов под флагом SCAT, с названием Sunday Airlines. В пеструю ливрею нового перевозчика были покрашены четыре Boeing-757-200 и полученный летом 2014 г. Boeing-767-300. Приобретение первого широкофюзеляжного самолета позволило расширить географию присутствия и приступить к полетам продолжительностью до 12 ч. В расписании SCAT впервые в Казахстане появились прямые рейсы на Шри-Ланку и Бали.
“Проект Sunday Airlines успешно стартовал в летнем сезоне 2013 г., – рассказали АТО в SCAT. – Необходимость в разграничении регулярных и чартерных рейсов назрела уже давно, так как было очевидно: потребности людей, летящих в командировку и отпуск, значительно разнятся. Чтобы предложить разные продукты обеим группам, мы приняли решение создать яркий туристический брэнд и больше года готовились к его выводу на рынок”. Пока клиенты SCAT выбирают турецкие курорты, но авиакомпания готова предложить людям экзотические путешествия, например в Австралию и Африку”.
Запуск Sunday Airlines совпал с решением правительства Казахстана фактически запретить иностранным авиакомпаниям выполнение чартерных рейсов с территории республики. Поправки в национальный закон “Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации” были приняты после того, как из-за банкротства турецкой авиакомпании Sky Airlines более тысячи казахстанских туристов столкнулись с проблемой возвращения на родину. По данным авиационных властей Казахстана, в 2013 г. нерегулярными рейсами турецких и местных авиакомпаний между двумя странами было перевезено около 230 тыс. чел. В конце прошлого года участники туристического рынка отмечали, что отныне SCAT вынужденно стала монополистом на рынке чартерных авиасообщений. Однако 2013 г. авиакомпания завершила ростом пассажироперевозок всего на 1,5%. По словам Владимира Денисова, на операционные показатели, а также имидж SCAT очень повлияла авиакатастрофа.
В 2013 г. в рамках программы по выводу казахстанской авиации из черного списка Евросоюза (сейчас в Европу может летать только Air Astana) в Казахстане стартовала ресертификация авиакомпаний и ВС в соответствии со стандартами ICAO. К середине года число коммерческих перевозчиков сократилось с 60 до 42. “Мы видим, что государство делает серьезные шаги на пути вывода страны из черного списка, – рассказывают в SCAT. – Сейчас авиакомпания проходит аудит IOSA, который позволит нам в частном порядке запросить у Евросоюза разрешение на полеты”. Вместе с тем перевозчик отмечает, что он всегда хотел развивать сообщения внутри Казахстана.
“Авиакомпания работает для обеспечения доступности авиационного транспорта, поэтому мы создаем широкую сеть тарифов. Мы, конечно, не говорим о лоукосте, так как, к сожалению, в Казахстане не созданы условия для такой бизнес-модели”, – говорит официальный представитель SCAT Виктория Ульянова.
Впрочем, у второго перевозчика Казахстана есть и международные амбиции. Летом 2014 г. Владимир Денисов высказал надежду, что авиакомпания SCAT в перспективе десяти лет приступит к трансатлантическим перелетам в Америку. (Авиатранспортное обозрение/Транспорт Украины и мира)