В рамках важнейшей для тройки ближневосточных перевозчиков сделки катарская авиакомпания Qatar Airways приобрела 9,99% акций группы International Consolidated Airlines Group (IAG) – материнской структуры авиакомпаний British Airways, Iberia и Vueling.
Qatar Airways отметила, что “в будущем подумает над увеличением доли в IAG, хотя на сегодня наращивать ее выше уровня в 9,99% не планирует”. В авиакомпании подчеркнули, что по совокупности мажоритарная доля в группе не может принадлежать акционерам, зарегистрированным за пределами ЕС. “IAG дает нам прекрасную возможность продолжить развитие в западном направлении, – заявил гендиректор Qatar Airways Акбар аль-Бакер. – Присоединившись к альянсу Oneworld, мы должны в ближайшее время наладить тесное сотрудничество. Мы надеемся, что оно продолжится и в долгосрочной перспективе”.
Гендиректор IAG Уилли Уолш отметил, что он “в восторге” от сделки. “Мы обсудим с ними, как мы будем сближать позиции и претворять в жизнь амбиции группы, стремящейся стать лидером на рынке авиаперевозок”, – добавил он.
По итогам покупки доли в IAG Qatar Airways стала ее крупнейшим акционером. В соответствии с сегодняшним курсом акций (по данным на 30 января) доля ближневосточной авиакомпании оценивается примерно в 1,1 млрд. ф. ст. ($1,7 млрд.).
Ближневосточные авиаперевозчики вложили в европейские авиакомпании несколько миллиардов долларов, однако до сих пор они ограничивались второстепенными игроками и авиакомпаниями, которые испытывали финансовые затруднения. Нынешняя сделка стала первым случаем, когда одна из трех крупнейших европейских авиагрупп (IAG, Lufthansa и Air France-KLM) сумела привлечь инвестиции участника “ближневосточной тройки” (Qatar Airways, Emirates и Etihad).
Сама покупка доли, равно как и ее дальнейшее увеличение, может сильно изменить ситуацию на европейском рынке авиаперевозок, усилив разницу между прибыльной IAG и куда менее финансово успешными Lufthansa и Air France-KLM. Она также поднимает вопрос, смогут ли эти две группы избежать подобных сделок с Etihad и Emirates, – если тем такие проекты будут интересны.
И Lufthansa, и Air France-KLM может в скором времени понадобиться дополнительный капитал: он поможет профинансировать реструктуризацию и обновление флота. На сегодня Air France-KLM поддерживает ограниченное сотрудничество с Etihad (в сфере код-шеринга). В свое время это даже стало поводом для спекуляций о том, что арабы этим не ограничатся. В свою очередь, Emirates и Lufthansa еще 10 лет назад обсуждали создание альянса, однако из-за неготовности немцев к сотрудничеству разговоры так ничем и не закончились.
Для того чтобы Air France-KLM и Lufthansa сменили курс и объединили усилия с ближневосточными перевозчиками, потребуются серьезные культурные сдвиги. Обе группы с давних пор настроены категорически против новых конкурентов: они всячески пытаются помешать им получить новые допуски и критикуют их за несправедливую, по их мнению, господдержку.
IAG выбрала иной путь. Уилли Уолш никогда не скрывал, что его “совершенно не беспокоит усиление ближневосточных перевозчиков”. Глава группы признавался, что восхищается их стратегией и качеством услуг. Уолш наладил связи с аль-Бакером и поддержал его в битве, разразившейся в 2011 г. в Сингапуре на ежегодной генассамблее Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Тогда аль-Бакер сражался за членство в совете директоров IATA, выступив против бывшего генсека организации Джованни Бизиньяни и гендиректора Etihad Джеймса Хогана.
Именно Уолш добился приглашения Qatar Airways в альянс Oneworld, в то время как остальные его участники совсем не горели желанием связываться с ближневосточной компанией.
На первый взгляд маршрутные сети IAG (в ее состав на сегодня входят British Airways, Iberia и Vueling) и Qatar Airways хорошо дополняют друг друга. Однако многие стыковочные рейсы Qatar Airways, проходящие через Доху, конкурируют с беспосадочными маршрутами British Airways в Азию. Учитывая, что бизнес-модель ближневосточного перевозчика строится именно на стыковках, а не на развитии внутреннего рынка, азиатское направление может стать источником разногласий между IAG и его новым акционером.
В свете состоявшейся сделки интересным выглядит предложение IAG купить ирландскую Aer Lingus, 5% в которой владеет Etihad. Если поглощение состоится, Aer Lingus не только станет частью IAG, но и перейдет из сферы влияния Etihad в поле интересов Qatar Airways.
Пока что Qatar Airways не особо активно инвестировала в Европе. Когда-то ей принадлежало 35% Cargolux, но в конце 2012 г. ближневосточный перевозчик продал эти акции. В начале того же года аль-Бакер чуть было не купил 49% в ныне не существующей Spanair, но в последний момент отказался от сделки.
Etihad, напротив, вела себя куда активнее: ей принадлежат 29% Air Berlin, 49% Alitalia, 5% Aer Lingus и 49% Air Serbia. Сейчас базирующийся в Абу-Даби перевозчик ведет переговоры о покупке 33% в Darwin Airline, хотя сделка может сорваться из-за несоответствия нормативам.
До того как в 2011 г. Etihad приобрела долю в Air Berlin, инвестировать в немецкую авиакомпания собиралась Emirates, но в конечном итоге ближневосточный перевозчик решил, что ему это не нужно. (Авиатранспортное обозрение/Транспорт Украины и мира)