Россия, невзирая на экономический кризис, сохраняет позиции одного из мировых лидеров по объему железнодорожного рынка наряду со США, Индией, Китаем и Бразилией. В обзоре “Объединенной вагонной компании” сообщается, что объем железнодорожных перевозок по итогам 2014 г. составил 1,227 млрд. т, в январе он увеличился на 0,3%, достигнув 96,6 млн. т.
В том числе увеличилась погрузка каменного угля на 3,7%, нефти и нефтепродуктов – на 0,4%, черных металлов – на 12,3%, лесных грузов – на 10,7%, больше всего прибавила погрузка зерна и продуктов перемола – 60,8%. Перевозки строительных грузов упали на 26%, цемента – на 6,7%, лома черных металлов – на 1,5%.
Драйверами роста грузоперевозок стали уголь, нефтепродукты и зерно. Перевозки по железной дороге угля составили 27,9 млн. т (рост на 3,7%) при сокращении экспорта на 7%. Погрузка на железнодорожной сети нефти и нефтепродуктов в январе была на уровне 22,6 млн. т (рост на 0,4%).
Введение экспортных пошлин на зерно с 1 февраля подстегнуло экспортный транзит, который в январе продемонстрировал двукратный рост, а объем вывезенных за границу зерновых достиг максимального значения за последние пять лет. Экспорт вырос в Азербайджан (в 15 раз), Египет (в 1,5 раза), Саудовскую Аравию (в 3 раза) и Казахстан (в 6 раз). Высокими остались поставки в Израиль и Йемен. В результате общая перевозка железнодорожным транспортом зерна подскочила на 60% до 1,6 млн. т.
Вместе с тем на российском рынке железнодорожных перевозок назревает кризис – доходы компаний-операторов резко падают. И от некоторых из операторов грузового подвижного состава уже звучат предложения о передаче частных вагонов в аренду ОАО “РЖД”. В начале февраля данный вопрос обсуждался на совещании у заместителя министра транспорта Алексея Цыденова. За счет этого компании-операторы (среди которых ФГК, ПГК, “Нефтетранссервис”) намерены снизить рост эксплуатационных расходов. Судьба предложения пока не ясна: не все операторы его поддерживают. В РЖД эту идею не комментируют.
Аналитик VTBcapital Елена Сахнова считает такую форму поддержки операторов странной: “Есть постановление правительства, принятое летом 2014 г., запрещающее эксплуатацию старых вагонов. Но к нему не могут принять нормативные акты, где будет указана цена продления (сроков эксплуатации). За полгода Минтранс не смог разработать соответствующие документы”. По словам Е. Сахновой, если бы документ начал полноценно работать, то в этом году могло быть списано около 60-80 тыс. старых вагонов (общий парк грузовых вагонов на российском рынке составляет около 1 млн. штук, из них половина – полувагоны). Профицит вагонов VTBcapital оценивает в 80-90 тыс. штук (РЖД – около 200 тыс. штук).
Профицит вагонов на рынке и нестабильность в российской экономике загнали в тупик производителей железнодорожной техники старого поколения.
Бизнес уходит с железной дороги на другие виды транспорта, следует из исследования Infoline Rail Russiatop. “В отличие от крупных компаний, которые зачастую привязаны к ОАО “РЖД” объемами и характером грузов, мелкий и средний бизнес активен в поиске альтернативной транспортировки грузов”, – отмечается в исследовании. В начале марта “Российские железные дороги” сообщили о падении погрузки в феврале на 0,7% до 92,5 млн. т (за два месяца падение составило 0,2%).
“Девальвация рубля по отношению к ведущим мировым валютам стимулирует перевозки грузов на экспорт, в результате чего основной рост погрузки химических и минеральных удобрений (6,5%) приходится на экспортные перевозки”, – пишет Infoline.
Российский бизнес, переориентирующийся на экспорт, заинтересован в надежных железнодорожных перевозках с соблюдением сроков доставки. (Лента.ру/Транспорт Украины и мира)