Проект устава создаваемого публичного акционерного общества “Украинська зализныця” (ПАО “Укрзализныця”) предусматривает принятие в состав наблюдательного совета независимых представителей на основании конкурсного отбора с целью обеспечения объективности принимаемых этим органом решений.
Как сообщили в Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины (“Укрзализныця”), предполагаемая квота независимых членов набсовета ПАО должна составлять не ниже 25%, но менее 50% его состава.
В качестве независимого члена набсовета проект устава ПАО определяет лицо, которое не имеет каких-либо деловых, родственных либо других связей с должностными лицами общества и не являлось на протяжении последних трех лет должностным лицом либо сотрудником ПАО, его дочерних предприятий, организаций или других обособленных подразделений.
Кроме того, проект устава устанавливает возрастное ограничение для физических лиц, которые могут быть членами набсовета ПАО, на уровне 65 лет.
Такие же нормы предлагается закрепить для членов ревизионной комиссии ПАО “Укрзализныця”.
Кроме того, предлагается ввести “правило двух подписей”, согласно которому определенные документы (договора, доверенности, банковские и финансовые документы от имени ПАО) считаются должным образом заключенными, если они подписаны совместно главой правления и любым другим членом правления.
Предлагается также установить норму, запрещающую должностным лицам органов ПАО на протяжении их пребывания на указанных должностях основывать либо принимать участие в основании организаций, которые конкурируют с ПАО или могут конкурировать с ним.
Как отмечают в “Укрзализныце”, указанные положения проекта устава требуют внесения изменений в ряд законодательных актов, в первую очередь в законы “Об акционерных обществах”, “Об особенностях создания ПАО железнодорожного транспорта общего пользования” и “Об управлении объектами госсобственности”.
“Однако стоит заметить, что именно такие инновации направлены, в первую очередь, на приближение деятельности субъектов хозяйствования госсектора экономики к требованиям законодательства ЕС”, – подчеркнули в “Укрзализныце”, добавив, что во время разработки проекта устава ПАО были изучены практики корпоративного управления, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD).
Как сообщалось со ссылкой на главу Министерства инфраструктуры Украины Андрея Пивоварского, ожидается что ПАО “Украинська зализныця” будет создано в сентябре. На сегодняшний день компания Deloitte продолжает оценку активов “Укрзализныци” и, по оценкам министра, она может завершиться уже в середине июня.
ПАО “Укрзализныця”, 100% акций которого закрепляются в госсобственности, будет создано на базе “Укрзализныци”, а также более 50 предприятий и учреждений железнодорожного транспорта общего пользования, которые реорганизовываются путем слияния.
В перечень предприятий, на базе которых образуется ПАО вошли шесть железных дорог, вагоноремонтные заводы, ж/д госпредприятия, проектно-изыскательские институты ж/д транспорта, ряд проектно-конструкторско-технологических бюро.
Уставный капитал создаваемого АО формируется путем внесения в него имущества “Укрзализныци”, вышеуказанных предприятий, а также 100% акций, принадлежащих государству в уставном капитале семи заводов – Днепропетровского тепловозоремонтного, Запорожского электровозоремонтного, Львовского локомотиворемонтного, Киевского электровагоноремонтного им. Январского восстания 1918 г., Киевского электротехнического завода “Транссигнал”, Коростенского завода железобетонных шпал и Гниванского завода спецжелезобетона.
Кроме того, в уставный капитал АО войдут пакеты акций принадлежащих государству в уставном капитале компаний: СП ООО “Молдромукртранс” – 33,33%, транспортно-экспедиционное акционерное общество “Этранса” (Австрия) – 25,72%, ООО “Брайтшпур Планунгсгезелльшафт мбХ” – 25%, Лизинговая компания “Укртранслизинг” – 47,67%, международная транспортная компания “Укрвнештранс” – 25,1%, страховая компания “Интер-Полис” – 8,16%. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)