Премьер-министр Молдовы Кирилл Габурич потребовал от правоохранительных органов активизировать расследование передачи кишиневского международного аэропорта в концессию на 49 лет российской кампании “Авиа-Инвест”. Выступая на заседании правительства, он распорядился выяснить, какую роль сыграл в этом предприниматель Илан Шор, задержанный по подозрению в махинациях по выводу $1 млрд. из трех молдавских банков Banca de Economii, Banca Socialа и Unibank.
“В 2013 г. правительство ввели в заблуждение в том, что касается условий, на которых был передан в концессию аэропорт. Генеральная прокуратура также должна начать расследование данного факта”, – сказал Габурич. Он обратил внимание правоохранителей на необходимость проверить все связанные с аэропортом переводы денег из Banca de Economii, Unibank, Banca Sociala в счета банка Privatbank в Латвии.
Ранее президент Молдовы Николай Тимофти направил правительству письмо, в котором предписал начать проверку деятельности аэропорта и соблюдения концессионером условий контракта. Как считают молдавские эксперты, от ее итогов зависит, расторгнут ли власти договор с российской компанией. В ходе обсуждения в парламенте отчета по “делу Шора”, глава Национального центра по борьбе с коррупцией Виорел Кетрару заявил, что часть выведенных их этих банков денег инвестировали в аэропорт.
Глава Торгово-промышленной палаты Молдовы Валерий Лазэр, возглавлявший министерство экономики, когда аэропорт был передан в концессию, считает, что правительство может досрочно расторгнуть контракт с инвестором. “Любое расторжение контракта влечет за собой выплату компенсации. Только правительство может решить, стоит ли платить такую цену за расторжение”, – сказал Лазэр. По его мнению, российский инвестор выполняет в основном все условия договора. За время концессии в аэропорту построена трехуровневая парковка машин, идет расширение здания аэропорта, планируется сооружение новой взлетно-посадочной полосы, способной принимать тяжелые “Боинги”. “Единственное, что там может вызвать подозрение, – это смена собственника-инвестора”, – сказал Лазэр, предположив, что решение о расторжении концессии может быть “политическим”.
Скандал вокруг трех банков разгорелся с новой силой после прошедшей 3 мая в Кишиневе многотысячной демонстрации. Ее участники потребовали отставки лидеров правящей проевропейской коалиции и обвинили политиков в причастности к хищению $1 млрд. из этих банков. После этого Шор был допрошен и помещен под домашний арест. Сам он считает себя невиновным. “Банк был обокраден до прихода частных инвесторов. Нам приходилось покрывать эту дыру. Мы очень активно сотрудничаем со следствием и сами заинтересованы более чем кто-либо, чтобы узнать правду – кто обкрадывал банк, начиная с 1990-х годов”, – сказал Шор.
Шор известен как муж российской певицы Жасмин и входит в десятку самых богатых людей Молдовы. Ему 27 лет, он руководит компанией Dufremol, которая имеет в Молдове сеть магазинов беспошлинной торговли, а также другими предприятиями, доставшимися ему в наследство от умершего отца. (ТАСС/Транспорт Украины и мира)