Более двух лет понадобилось для старта банкротства бывшего лидера украинского авиарынка “АэроСвита”. Но возврат долгов будет чреват скандалами.
В начале марта Хозяйственный суд Киевской области на основании иска днепропетровской компании “Тенак” к авиакомпании “АэроСвит” возбудил дело о банкротстве авиакомпании. Суд ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов и процедуру распоряжения имуществом должника, назначив распорядителем имущества арбитражного управляющего.
Позже Хозсуд Киевской области утвердил реестр требований кредиторов к авиаперевозчику.
В совокупности долгов набралось на сумму примерно в 8,4 млрд. грн. Больше всего требований оказалось у Игоря Коломойского, а также у четырех компаний Graynel Management INK, “Альбіон”, Casburt Traders & Investors Limited и BBAM Aircraft holdings 118.
Игорь Коломойский получит контроль над суммой около 3 млрд. грн. кредиторской задолженности “АэроСвита” на основании постановления Хозяйственного суда Киевской области от 15 мая. Основанием к этому послужила выплата предпринимателем в качестве поручителя кредитов “АэроСвита” “Приватбанку”, а также не возвращение финансовой помощи, которую Игорь Коломойский предоставил авиакомпании в 2012 г.
Кредитор номер два, Graynel Management INK, на основании решения того же суда от 22 апреля также получил право стребовать с авиакомпании 1,27 млрд. грн. Суд принял это решение на основании договоров уступки права требования от 26 июля 2013 г. между Graynel Management INK и компаниями Pennylane Comercio Internacionais LDA и Goiania Comercio E Servicos Internacionais LDA. “АэроСвит” был должен двум последним компаниям эту сумму на основании лизинговых договоров.
Также с помощью договора уступки получила контроль над кредиторской задолженностью на 1,2 млрд. грн. компания “Альбион”. Она заключила это соглашение с “Укртатнафтой”, которая в свое время поставила топливо авиаперевозчику, но не получила в обмен средства за поставленный товар. Хозсуд Киевской области подтвердил права “Альбиона” 15 мая.
Вместе с тем, представители кредиторов и бывших работников “АэроСвита” не верят, что им удастся вернуть долги, как минимум, в ближайшей перспективе.
Адвокат, старший партнер известной юрфирмы “Ильяшев и Партнеры” Роман Марченко, который представляет интересы неназываемого иностранного кредитора “АэроСвита”, рассказал, что вскоре должен быть сформирован комитет кредиторов авиакомпании. Но, учитывая, что, похоже, подконтрольным структурам собственника “АэроСвита” (контролирующими бенефициариями принято считать Игоря Коломойского и Григория Гуртового) принадлежит большая часть задолженности, они смогут получить контроль над комитетом кредиторов, считает адвокат.
“Пока у нас нет уверенности, что процедура банкротства будет проходить прозрачно. У нас есть ощущение, что большинство кредиторской задолженности принадлежит группе, которая будет голосовать согласованно на комитете кредиторов и выберет дружественного себе арбитражного управляющего”, – отметил Роман Марченко.
Он уверен, что, судя по практике, если комитет кредиторов возглавляет человек, дружественный акционерам банкротящейся компании, то шансы реальных кредиторов вернуть свои деньги стремятся к нулю. “Вернуть деньги от “АэроСвита”, который не генерирует деньги, не летает, практически нереально в таком ситуации”, – пояснил адвокат.
По его мнению, на заседании комитета кредиторы, у которых находится большая часть долгов, могут принять решение, например, о списании 95% долгов. “То есть, спишут и свои кредиты, и наши, – уточнил Роман Марченко. – Или примут решение об утверждении плана санации, которым растянут выплату долгов на 30 лет”.
С ним согласен исполнительный директор авиакомпании “Аэроджет” Анатолий Мазуренко. “Там же ничего не осталось из ликвидных активов, и не было никогда, даже когда летали. На Западе законодательство позволяет в таких случаях, чтобы долги вернули собственники авиакомпании, но у нас это нереально”, – сказал Анатолий Мазуренко.
Выявленные активы “АэроСвита” меньше кредиторской задолженности, сообщил Роман Марченко. Но, уверен он, это не должно пугать кредиторов. “Если будет избран независимый арбитражный управляющий, то, в зависимости от его активности, и можно будет возвращать средства, – сказал старший партнер юрфирмы “Ильяшев и Партнеры”. – К примеру, он должен будет выяснить, не было ли в истории “АэроСвита” сделок, приведших к банкротству. Если обнаружит, то он должен будет их аннулировать, проводить реституцию, возвращать старое имущество”.
Вице-президент Профсоюза-ассоциации летного состава гражданской авиации Украины, председатель профсоюза бортпроводников “АэроСвита” Вениамин Тимошенко заявил, что профсоюз бортпроводников не принимает участие в этом судебном процессе, так как это больше фарс, нежели судебный процесс.
Вторым аргументом он приводит то, что, согласно новой процедуре банкротства, выплата задолженности по зарплате, за что профсоюз борется несколько последний лет, и так должна стоять в первую очередь при банкротстве компании даже без участия бывших работников в суде.
Вениамин Тимошенко не верит в справедливость украинской судебной системы. Он привел в качестве примера недавний случай, когда арестованное имущество “АэроСвита” на миллионы гривень было украдено.
Тимошенко сообщил, что Профсоюз-ассоциация летного состава гражданской авиации Украины готовит коллективный иск в Европейский суд по правам человека. “В Украине сейчас оспаривается бездеятельность исполнительной службы, после чего и будет подан этот иск”, – уточнил он.
Иск будет подан от примерно 400 человек, с учетом физического и морального ущерба – на общую сумму около 300 млн. грн. То есть, в разы больше фактической задолженности по зарплате. “Если государство не хочет защищать права наемных сотрудников, то оно будет платить по долгам авиакомпании”, – резюмировал Вениамин Тимошенко. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)