В этом году экспорт аграрной продукции превзошел по объемам экспорт металлургии и занял первое место по объемам валютной выручки. По словам главы “Укрзализныци” Максима Бланка, задача номер один для предприятия – перебрать на себя практически весь объем поставок аграрной продукции.
“Ожидается рекордный экспорт зерна. В ближайшие годы роль аграрного сектора будет расти, и задача номер один для железной дороги – поддержать аграриев, создать все условия для бесперебойного вывоза продукции. У экспортеров не должно быть проблем с логистикой, с доставкой зерна в порты”, – отметил Бланк.
По словам руководителя Администрации железнодорожного транспорта, объемы перевозки зерна “Укрзализныцей” за последнее время ощутимо выросли. “За 5 месяцев объемы перевозок экспортного зерна по железной дороге увеличились на 15,7%, для внутреннего рынка – на 20,6%”, – подчеркнул Бланк.
Железной дорогой решена одна из проблем, на которую указывали крупные агрохолдинги, а именно ликвидирована непрозрачная система распределения вагонов-зерновозов. В этом году “Укрзализныця” внедрила онлайн-систему, контролирующую местонахождение порожних вагонов. В ближайшее время завершится работа по ее усовершенствованию: клиенты смогут отслеживать не только вагоны, которые можно ставить под погрузку, но и количество, а также объем других клиентских заявок. Таким образом, не останется “маневра” для манипуляций и злоупотреблений.
“Благодаря онлайн-режиму можно видеть заявки клиентов и наличие вагонов. Главное, что система полностью автоматизирована, и это позволит исключить человеческий фактор, а, значит, коррупционную составляющую”, – заявил Бланк.
Как отметил глава “Укрзализныци”, началась серьезная борьба и с экспедиторскими фирмами, “которые реально ничего не делают, а созданы лишь для того, чтобы брать поборы с клиентов”.
В свою очередь решению проблемы дефицита зерновозов поможет оптимизация системы тарифов на грузоперевозки. В ходе переговоров с участниками рынка руководство госкомпании пришло к выводу о необходимости введения платы за порожний пробег инвентарных вагонов. Существующая ситуация, считают в госпредприятии, не дает возможности развиваться частным вагонным паркам, и одновременно лишает “Укрзализныцю” значительной части доходов, приводит к ускоренному износу инвентарных вагонов. “Мы хотим создать условия для инвестиций в строительство зерновозов. К сожалению, много лет этому вопросу не уделялось внимания: последний зерновоз построен в 1993 г., то есть большая у большей части вагонов, предназначенных для перевозки зерна, в ближайшие годы истечет нормативный срок эксплуатации”, – отметил Бланк.
Электрификация железных дорог – еще один фактор, который, как планируется, сделает железнодорожные перевозки более привлекательными для грузоотправителей. В конце мая “Укрзализныця” утвердили соответствующую программу на последующие пять лет. В ее рамках планируется электрифицировать около 860 км путей на Одесской, Львовской, Южно-Западной и Приднепровской магистралях.
В электрификации, причем как можно более оперативной, заинтересованы все – и железнодорожники, и государство, и перевозчики. Ведь себестоимость перевозок дизельными вагонами на 55-60% выше, чем электротягой. По мнению Бланка, электрификация обязательно скажется и на стоимости тарифов для перевозчиков, следовательно еще более усилит позиции украинских аграриев на международных рынках.
Железнодорожники также провели анализ “узких мест” на подходах к портам и планируют совместно совместно с владельцами терминалов осуществить проекты по их расширению. Пример реализации подобного проекта – увеличение пропускной способности магистральных путей в порту “Южный”. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)