Авиакомпания “Международные авиалинии Украины” (МАУ) перебрала на себя почти 60% рейсов, выполняемых украинскими перевозчиками. Но, как ни парадоксально это звучит, назвать МАУ монополистом, злоупотребляющим положением, нельзя.
МАУ вплотную приблизилась к 60% доле среди отечественных авиакомпаний по числу выполненных рейсов. По данным Государственной авиационной службы Украины, по итогам первого полугодия МАУ совершила около 18,5 тыс. рейсов.
Это составило 59,4% от всего количества рейсов отечественными авиаперевозчиками. За аналогичный период прошлого года эта доля составила 46,8%.
Стремительный рост показателя МАУ был вызван уходом с рынка других авиакомпаний или серьезным сокращением их карты полетов. В частности, за прошедшее время доля Wizz Air Ukraine упала с 7,8% до 3,8%, “ЮТэйр-Украина” – с 9,9% до 4,7%, Windrose – с 4,4% до 2,8%, “Авиалиний Харькова” – с 1,5% до 0,3%, YanAir – с 1% до 0,3% и т. д.
Вместе с тем, опрошенные участники рынка и юристы не берутся назвать столь впечатляющие показатели МАУ монополизмом.
“Не думаю, что законодательно докажут монополизм. В случае с МАУ я бы говорил о другом – МАУ стала естественной монополией”, – сказал исполнительный директор авиакомпании “Аэроджет” Анатолий Мазуренко.
Елена Кравцова, старший юрист юрбюро ECOVIS Бондарь и Бондарь, которое выступает защитником МАУ в некоторых судебных процессах, утверждает, что МАУ тщательно следит за соблюдением норм антимонопольного законодательства, получая при необходимости разрешения АМКУ на концентрацию, согласованные действия, а также являясь инициатором некоторых расследований в сфере защиты конкуренции.
При рассмотрении вопросов монополизации в авиации сложно определять “рынком оказания услуги” отдельную ту или иную страну, сказал старший партнер юрфирмы “Ильяшев и партнеры” Роман Марченко. “Более корректно брать отдельные направления. Может существовать монополист на направлении, к примеру, “Киев – Москва”. Очевидно, что как раз на этом направлении нет монополизма, поскольку на нем летает несколько авиакомпаний”, – пояснил Роман Марченко.
Для потребителей услуга по перевозке авиатранспортом по каждому отдельному маршруту не является взаимозаменяемой с услугой перевозки по другому направлению, ответили в пресс-службе Антимонопольного комитета. Поэтому, пояснили в АМКУ, необходимо исследовать положение каждой отдельной авиакомпании на каждом отдельном авиамаршруте. Такой подход используется и в международной практике. “Если взять, к примеру, направление “Киев – Астана”, то сегодня здесь МАУ – единственный перевозчик, – продолжил Роман Марченко. – Но при этом вины авиакомпании в такой ситуации абсолютно нет. В соответствии с межправительственным соглашением между Украиной и Казахстаном, каждая страна может поставить на этот маршрут паритетное количество провозных емкостей”.
Потому, сказал юрист, МАУ воспользовалась этой возможностью и получила права на этот маршрут. Но ни одна казахстанская авиакомпания пока не изъявила желания летать на данном направлении. “Если МАУ, к примеру, становится на линию “Киев – Нью-Йорк”, при этом никто на нее не претендует и увеличивает долю в общем количестве выполненных рейсов, то честь им и хвала”, – сказал заместитель гендиректора крупнейшей белорусской авиакомпании “Белавиа” Игорь Чергинец.
На таких направлениях, как “Киев – Астана”, МАУ может теоретически попытаться воспользоваться монопольным положением и установить неоправданно высокие цены, отметил Роман Марченко. “Но при этом, при возможном разбирательстве в АМКУ относительно возможных злоупотреблений монополией, МАУ сможет формировать защиту минимум по нескольким направлениям”, – сказал юрист.
Он пояснил, что, во-первых, в Астану можно полететь не только прямым рейсом “Киев – Астана”, но и с пересадкой в Москве, Стамбуле, Алматы, Минске, Франкфурте-на-Майне и в прочих транзитных пунктах. “Во-вторых, добраться в Астану можно не только самолетом, но и поездом или автомобилем, продолжает он, то есть рынок может и не быть сужен до перевозок только авиатранспортом”, – сказал Роман Марченко.
Но некоторые юристы все же допускают возможность злоупотребления МАУ монопольным положением на линиях, частоты по которым регулируются межправительственными соглашениями. “По межправительственному соглашению между Украиной и Турцией каждая страна может поставить на направлении “Киев – Стамбул” любое количество авиакомпаний, но при этом каждому государство выделялось по 16 частот в неделю по этому направлению. Украина отдала все частоты МАУ, но она еще до недавнего времени летала только по 11 частотам. Наличие у МАУ всех 16 частот и их невыполнение имело признаки злоупотребления монопольным положением и блокировку выхода второго перевозчика от Украины. И примеров линий с подобной ситуацией много”, – сказала старший юрист юрфирмы “Анте” Екатерина Ищенко (защищает интересы Atlasjet Ukraine, British Airways, Emirates и других иностранных авиакомпаний).
Во избежание со стороны МАУ злоупотреблений монопольным положением, чиновники должны прекратить мешать заходить на рынок другим авиакомпаниям, считает Анатолий Мазуренко. “Монополия – это всегда плохо. Должна быть здоровая конкуренция. От здоровой конкуренции всегда выигрывает потребитель”, – заявил исполнительный директор авиакомпании “Аэроджет”.
С этим согласен Роман Марченко. “Государству стоит продолжать либерализировать доступ других авиакомпаний на те или иные направления, который сейчас зарегулированы межправительственными соглашениями”, – резюмировал юрист. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)