Министерство инфраструктуры впервые обнародовало финансовые показатели работы Одесского морского торгового порта – крупнейшего порта страны и крупнейшего государственного стивидора. Показатели в этом году на 70% выше предыдущего, что может быть позитивно воспринято потенциальными претендентами на управление порта – или на основании концессии, или на основании приватизации.
Правительство Арсения Яценюка утвердило финансовый план госпредприятия “Одесский морской торговый порт” на 2015 г. Соответствующее распоряжение Кабмин принял 19 августа.
В пресс-службе Мининфраструктуры уточнили, что госпредприятие “Одесский морской торговый порт” (ОМТП) является юрлицом и государственным портовым оператором, который де-юре может осуществлять перевалку грузов наравне с частными операторами. Де-факто само ГП практически не переваливает грузы, это делают частные стивидоры.
Поскольку все портовое имущество находится в ведении Фонда госимущества, при наличии его разрешения, госпредприятие ОМТП сдает частным стивидорным компаниям в аренду портовое имущество, используемое в перевалке.
Также в Одессе есть филиал “Администрации морских портов Украины”, который непосредственно распоряжается государственной инфраструктурой порта (например, причалами, акваториями, дорогами общего пользования).
Стивидоры могут использовать инфраструктуру на договорных условиях – при условии соблюдения прав равного доступа всех стивидоров к этому имуществу. Например, когда одним причалом могут пользоваться несколько стивидоров (сервитут).
Согласно утвержденному плану, в 2015 г. ГП “ОМТП” должно получить 504,9 млн. грн. чистого дохода, что на 73,2% больше нежели в 2014 г., и на 10,4% больше, чем в 2013 г.
Позитивные показатели ожидаются и по росту чистой прибыли. В 2015 г. госпредприятие намерено ее получить 293,9 млн. грн. Это в два раза больше предыдущего года и на 64,2% больше показателей 2013 г.
В 2015 г. госпредприятие планирует получить, к примеру, 111,2 млн. грн. от сдачи в аренду имущества, 171,6 млн. грн. – от курсовой разницы (часть дохода предприятие получает в валюте) и т. п.
“Одна из причин роста прибыли ГП “ОМТП” – это увеличение объемов оказываемых ГП услуг портового флота, услуг механизации, судоремонта, учебного комбината”, – добавил эксперт транспортного рынка Владимир Шемаев.
61,7 млн. грн. из чистой прибыли за 2015 г. пойдут на капитальные инвестиции. В 2015 г. ГП “ОМТП” планирует направить 48,7 млн. грн. на модернизацию и реконструкцию активов. В частности, на реконструкцию гостиницы “Одесса” (15 млн. грн.), системы водоотведения и асфальтобетонной дворового покрытия (11 млн. грн.), автобазы – 12 млн. грн.).
В Мининфраструктуры говорят, что из-за отсутствия утвержденного финансового плана ГП “ОМТП” не мог начинать капитальные инвестиции. Но в ведомстве отметили, что ГП планирует до конца 2015 г. осуществить все запланированные на этот год капинвестиции.
30% от чистой прибыли уйдет в пользу государства – 88,2 млн. грн. Остаток нераспределенной прибыли остается в распоряжении предприятия.
В дальнейшем в ОМТП ожидают существенного замедления роста чистого дохода и даже снижения чистой прибыли. В 2019 г. чистый доход возрастет, по сравнению с планом на 2015 г., на 4,6% до 528,2 млн. грн., а чистая прибыль снизится на 12,2% до 258,1 млн. грн.
Также уже готовится финплан ОМТП на следующий год. В Мининфраструктуры сообщили, что предварительно проект финансового плана ГП “ОМТП” на 2016 г. уже был рассмотрен в министерстве. Сейчас предприятие дорабатывает его в соответствии с полученными замечаниями. “Осенью документ будет подан на рассмотрение в заинтересованные органы власти”, – пообещали в Мининфраструктуры.
Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский не раз высказывал идею о необходимости приватизации государственных стивидорных компаний. В частности, он говорил, что сейчас государственные стивидорные компании запрещены к приватизации. “Необходимо, чтобы парламент проголосовал за вывод госстивидоров из списка предприятий, не подлежащих приватизации. Кабмин внес соответствующий законопроект в Верховную Раду”, – говорил министр инфраструктуры.
Не все участники рынка поддерживают приватизацию госстивидиров. Владимир Шемаев считает, что к каждому из работающих в украинских портах госстивидиров необходимо подходить индивидуально. “Где-то можно пойти по пути приватизации, где-то по пути концессии, где-то по пути государственно-частного партнерства”, – отметил Шемаев.
Он также считает, что с приватизацией ГП “ОМТП” не стоит спешить. “Процесс привлечения в порты частных инвестиций необходимо продолжать, однако в случае ГП “ОМТП”, быстро приватизировать не получится из-за запутанности договорных отношений на территории порта, – сказал эксперт. – Для начала необходимо провести аудит всех заключенных этим госпредприятием соглашений об аренде имущества и договоров о совместной деятельности, чтобы ясно понимать, что именно выставляется на приватизацию или передается в концессию”.
Вместе с тем источник в ФГИ сообщил, что пока вопрос о приватизации государственных стивидоров на уровне фонда не поднимался, но рассматривался вариант концессии. “Идею о концессии председатель ФГИ Игорь Билоус поддерживает. Но для ее реализации нужно новое законодательство, понятное и иностранным инвесторам в том числе. Будет законодательство – можно будет заниматься концессией”, – подчеркнул собеседник в ФГИ.
Отдает предпочтение концессии и гендиректор компании-стивидора “ТрансИнвестСервис” (порт “Южный”) Андрей Ставницер. “Лучше концессия, чем приватизация, потому что в нынешних условиях сложно что-то продать. Подготовить к продаже можно и, если через год будет все хорошо, то можно продавать за очень хорошие деньги, – сказал Ставницер. – Концессия может быть интересна китайцам, арабам, американцам. Нам это может быть интересно, но все зависит от условий. Мы бы участвовали в таком конкурсе, если бы он был прозрачным и речь шла о законе, который гарантирует наши права”.
По мнению Андрея Ставницера, сегодня нужно адаптировать закон о концессии, довести его до ума и сдавать все в концессию. “Он не дает потенциальному концессионеру комфорта и гарантий долголетия. Согласно закону, который сейчас действует, концессия находится на уровне 2-3% в год от стоимости актива. Это недопустимая цена, она должна находится на уровне 10%. А сдавать в концессию за бесценок – верный путь кому-то сесть в тюрьму, а у инвестора могут забрать актив”, – отметил представитель рынка.
Источник в ФГИ сообщил, что пока проводилась только оценка госпредприятия “Морской торговый порт “Южный”, но не ГП “ОМТП”. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)