Государственная администрация железнодорожного транспорта “Укрзализныця” по результатам тендера привлекла к поставке дизельного топлива ЧП “ОККО-Бизнес Контракт”, которое заявило цену 17,35 тыс. грн./т.
Как пишет издание “Uаprom”, данная цена составляет около $530/т в долларовом эквиваленте за вычетом таких платежей как акциз, НДС и доставка и существенно превышает рыночную.
Для сравнения, частные предприятия Украины покупают этот продукт по $490 и ниже. При этом годовая потребность УЗ в дизельном топливе – порядка 350 тыс. т, поэтому дополнительные $40/т за год превращаются в более чем $10 млн.
В июле ЧП “ОККО-Бизнес Контракт” стало победителем тендера на поставку 100 тыс. т дизтоплива для УЗ, предлагаемая цена была на уровне 18,4 тыс. грн./т. Но его итоги были заблокированы через Окружной суд Киева двумя малоизвестными компаниями ООО “Дайджест Групп” и ООО “Элемент Нафта”. В середине августа суд снял запрет, а “Укрзализныця” договорилась с ОККО о снижении закупочной цены сначала до 17,35 тыс. грн., а затем до 16,9 тыс. грн.
Параллельно с этим госпредприятие “Укрзализнычпостач” 20 августа объявило о победе ООО “Вог Аэро Джет” в тендере на закупку 40 тыс. т дизтоплива, цена которого составила 15,8 тыс. грн./т. Тем не менее, результаты этого тендера оспариваются Антимонопольным комитетом. В итоге стоимость, по которой УЗ закупает в данный момент топливо, неизвестна.
Характерно, что после “дизтоплевных” скандалов, которые сотрясали “Укрзализныцю” в августе, железнодорожники по состоянию на сейчас так и не обнародовали финальные контракты с ЧП “ОККО-Бизнес Контракт” и ООО “Вог Аэро Джет”, которые собирались заключить к сентябрю. Дело в том, что в тендерной документации предусматривается возможность пересмотреть цену по каждой отдельной спецификации ДТ на основании заключения “Держзовнишинформ”. Таким образом, существует некий механизм, который позволяет поставщикам продавать топливо по ценам, существенно отличающимся от зафиксированных в тендерных решениях.
Понятно, что сегодня внимание общественности приковано к тендерным ценам. В то же время исследование фактических цен может вскрыть много интересных подробностей, на фоне которых задекларированные достижения руководства УЗ и министерства в повышении эффективности закупок могут существенно померкнуть. Поэтому железнодорожной монополии стоит отчитываться о финальных закупочных ценах на дизельное топливо и другие продукты на своем сайте (по каждой отдельной спецификации).
Ведь на фоне существования теневых схем в расходной части бюджета “Укрзализныци” как-то совершенно неуместным выглядит желание железнодорожников в очередной раз пролоббировать повышение ж/д тарифов, которые и так уже повышались зимой на 30%, а также в прошлом году. Кстати, “тайной за семью печатями” является то, куда пошли средства от данного роста ставок, ведь никаких радикальных инвестиций в подвижной состав или модернизацию путей УЗ не производит. То есть, монополия, перед тем как инициировать очередное повышение тарифов, должна в первую очередь обеспечить максимальную эффективность закупок. (Comments.ua/Транспорт Украины и мира)