Государственная авиационная служба начала срочный сбор информации о возможных финансовых потерях от введения санкций против российских авиакомпаний и возможных симметричных от России. Оперативность сбора сведений может свидетельствовать о готовности Украины как можно скорее ввести санкции. Вместе с тем эксперты предполагают, что данные действия могут быть направлены на достижение прямо противоположных целей.
17 сентября Государственная авиационная служба разослала с пометкой “сверхсрочно” украинским авиакомпаниям письмо, в котором попросила их предоставить информацию относительно возможных финансовых потерь после введения Украиной санкций в отношении российских авиаперевозчиков и в случае применения встречных санкций к украинским авиакомпаниям.
Получить официальный комментарий по этому вопросу в Госавиаслужбе не удалось.
Основанием для рассылки данного письма послужил указ президента о введении санкций против множества российских физических и юридических лиц, который был опубликован 16 сентября. Фактически за полеты в аннексированный Крым под санкции попали около 20 российских авиакомпании, как-то, “Аэрофлот”, “Трансаэро”, “Донавиа”, Orenair и т. д. Теперь Украина может применить к этим авиакомпаниям санкции в виде как полного, так и частичного запрета на полеты в Украину или транзитом над нашей территорией.
Очевидно, Госавиаслужба решила внимательно изучить возможные последствия введения санкций против российских авиакомпаний, заявил партнер юридической фирмы “Анте” Андрей Гук, специализирующийся на авиационном праве. По его мнению, скорее всего, она будет применять санкции, учитывая интересы украинских авиакомпаний.
Вместе с тем существует и почти прямо противоположное мнение о цели рассылки письма.
В частности, исполнительный директор авиакомпании “Аэроджет” Анатолий Мазуренко считает, что рассылая письмо, Госавиаслужба хочет заручиться “поддержкой” авиакомпаний, чтобы не выполнять указ президента. “Авиакомпании сообщат о возможных многомиллионных убытках от введения встречных санкций, и эту информацию Госавиаслужба сможет использовать для прикрытия отказа от введения санкций против российских авиаперевозчиков”, – предположил Анатолий Мазуренко.
При этом российская сторона заявляет о готовности действовать в случае наложения санкций на авиакомпании РФ. “В случае реализации санкций и ограничения полетов в одностороннем порядке (в нарушение действующих соглашений о воздушном сообщении), скорее всего, будут приняты симметричные ответные меры реагирования”, – отметил представитель Федерального агентства воздушного транспорта России (Росавиации) Сергей Извольский.
Он также сообщил, что пока подписание указа о санкциях никак не отразились на полетах российских судов: уведомления об ограничении использования воздушного пространства для российских авиакомпаний, запрете на транзит или полеты в пункты на территории Украины в Главный центр управления воздушным движением не поступали. “Сейчас компании летают по расписанию”, – заверил Сергей Извольский.
Эксперт авиарынка Евгений Хайнацкий напомнил, что на самом деле украинские авиакомпании уже больше года ощущают на себе санкции со стороны России – им запрещен транзит над территорией этой страны. “В результате отечественные авиаперевозчики давно несут дополнительные расходы на облет на миллионы долларов”, – отметил он.
Евгений Хайнацкий при этом отметил, что если будут введены ограничения на полеты в Украину для российских авиакомпаний, а РФ, в свою очередь, предпримет аналогичные меры, то “будет больно авиаперевозчикам обеих стран”.
Он также допустил, что, так как взаимные санкции в виде запрета на полеты между странами приведут к прекращению воздушного сообщения между ними, это, в свою очередь, может привести к разрыву дипотношений.
Потери украинских авиакомпаний могут составить миллионы долларов, отметил Анатолий Мазуренко, сразу же уточнив, что “не все так однозначно плохо”. “Российские авиакомпании выполняют в Украину намного больше рейсов, чем украинские в Россию. Существенная доля украинских пассажиров на рейсах российских авиакомпаний – это транзитные пассажиры через Москву и Питер в другие страны. В результате введения санкций, часть этих пассажиров достанется украинским авиакомпаниям”, – предположил он.
Потому, по его словам, совсем не факт, что украинские авиакомпании будут категорически против выполнения указа президента. “Если подойти к этому вопросу грамотно, то можно будет без особых потерь для украинских компаний наказать санкциями российские авиакомпании, которые незаконно выполняют рейсы в Крым”, – считает он. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)