Авиакомпания “Трансаэро” могла несколько лет преднамеренно вводить банки и надзорные органы в заблуждение, манипулируя отчетностью при получении кредитов и госгарантий. Такое предположение, как сообщают “Известия”, содержится в запросе депутата от фракции “Справедливая Россия” Дмитрия Ушакова, который он направил 16 октября на имя председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина.

Депутат также не исключает вероятности сговора между “Трансаэро” и банками-кредиторами с целью получения необеспеченных займов и преднамеренного доведения компании до банкротства ее менеджментом.

По мнению законодателя, финансовые проблемы у авиакомпании возникли гораздо раньше, чем в 2015 г. Свои выводы депутат основывает на изучении отчетности компании за 2011-2014 гг. В частности, он выделил три ключевых момента, которые могут указывать на мошенничество компании. Первый – это постоянная переоценка брэнда компании на протяжении четырех лет, с помощью которой скрывались масштабные убытки и дефицит собственного капитала. Второй – нарушение правил бухгалтерского учета, третий – пересчет финансовых показателей за предыдущие отчетные периоды вразрез с правилами МСФО таким образом, чтобы они играли на руку авиакомпании.

Как следует из запроса, в 2010-2014 гг. стоимость брэнда “Трансаэро” увеличилась более чем в 94 раза, с 650 млн. до 61,3 млрд. руб. Это абсолютный рекорд среди российских компаний, говорится в письме. Аудитор “РСМ Русь” в заключении указывает, что не получил достаточных аудиторских доказательств того, что указанная стоимость определялась по текущей рыночной стоимости. Таким образом, аудитор признает невозможность проверить обоснованность данной переоценки товарного знака “Трансаэро”, а переоценка не соответствует требованиям действующего законодательства.

В 2014 г. произошел наиболее существенный скачок в стоимости нематериальных активов, с 2,1 млрд. до 61,3 млрд. руб. Такое повышение стоимости брэнда компании выглядит как способ замаскировать убытки, следует из запроса, “переоценка не соответствует требованиям действующего законодательства”.

Совокупный финансовый результат периода за 2014 г. вместо 44,65 млрд. руб. прибыли, без переоценки стоимости брэнда “Трансаэро”, составил бы 14,49 млрд. руб. убытка – отмечается в запросе. Собственный капитал, по данным консолидированной отчетности “Трансаэро”, в 2013 г. достиг отрицательного значения 19,74 млрд. руб. С учетом убытка за 2014 г. должен образоваться дефицит собственного капитала свыше 33 млрд. руб. Но после дооценки стоимости товарных знаков и синхронном увеличении статьи “резерв переоценки” собственный капитал “Трансаэро” составил не минус, а плюс 33 млрд. руб.

Произвольная дооценка стоимости брэнда “Трансаэро” может свидетельствовать либо о подлоге и недостоверности бухгалтерской отчетности, либо о попытке менеджмента “Трансаэро” скрыть убытки второй финансовый год подряд, пишет Ушаков.

Все это, по мнению депутата, позволило “Трансаэро” привлекать кредиты и выпускать ценные бумаги, увеличивая собственный капитал.

Ушаков также отмечает, что “Трансаэро” не раз меняла отчетность задним числом, в результате чего существенно изменились размеры отдельных активов и пассивов, а также существенно изменился финансовый результат. Например, в отчетности за 2013 г., основные средства компании за 2013 г. составляли более 13 млрд. руб., в отчетности за 2014 г. этот же показатель предыдущего периода пересчитан в меньшую сторону до 8 млрд. руб. Аналогичная ситуация с “непокрытым убытком” за 2013 г.: он вырос с 266 млн. до 32 млрд. руб. Некоторые корректировки были сделаны спустя два года: так, непокрытый убыток 2012 г. в 2014 г. оказался выше на 15 млрд. руб.

Российская частная авиакомпания “Трансаэро” оказалась на грани банкротства из-за невозможности погасить задолженность, составляющую вместе с лизинговыми обязательствами около 250 млрд. руб. Одобренный в сентябре правительством план по передаче 75% акций перевозчика “Аэрофлоту” для последующей санации сорвался. Продажа билетов на рейсы “Трансаэро” остановлена 1 октября. Позднее глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев исключил создание на ее базе другой авиакомпании, все маршруты “Трансаэро” распределят между другими перевозчиками. (forbes.kz/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий