Транспорт Украины и мира

Украина: кто торгует в дьюти-фри в аэропортах

Зарубежный отдых или командировки для многих украинцев начинаются сразу после прохождения паспортного контроля в отечественных аэропортах. Отложенные на путешествие деньги начинают тратиться в магазинах дьюти-фри. РБК-Украина попыталось разобраться, кто торгует в точках беспошлинной торговли в украинских аэропортах…

В начале недели Министерство инфраструктуры сообщило, что определен победитель открытого конкурса на аренду коммерческих площадей в аэропорту Львова для размещения магазина беспошлинной торговли.

По результатам конкурса, который проводил Фонд государственного имущества, победителем стало частное предприятие “Донецкая ассоциация независимых предпринимателей “Авиакомпания АНП”. Эта компания работает в украинских аэропортах под брэндом Pavo.

По данным Мининфраструктуры, фирма согласилась платить 8846 грн./кв. м в месяц. Ранее аналогичные коммерческие площади аэропорта арендовались за 266 грн./кв. м в месяц, сообщили в ведомстве. “Думаю, инфляция помогла. Другой причины не вижу”, – отметил в Facebook министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.

Примечательно, что по данным госпредприятия “Информационно-ресурсный центр”, Донецкая ассоциация независимых предпринимателей “Авиакомпания АНП” зарегистрирована в Донецке. То есть на территории, которая в данный момент не контролируется украинскими властями.

По данным коммерческого директора по авиационной деятельности аэропорта “Харьков” Владислава Ильина, в украинских аэропортах работает несколько операторов дьюти-фри, и Pavo является одним из крупнейших. В харьковском аэропорту работают только магазины Pavo.

“Кроме того, после выхода Pavo во Львов, эта сеть составит конкуренцию уже работающей там польской компании Baltona. Правда, большая часть площадей во Львовском аэропорту все-таки останется за польской фирмой”, – отметил Владислав Ильин.

Помимо этого Pavo работает в аэропорту Запорожья, в “Борисполе” (Зал официальных делегаций), а также в аэропорту “Киев” (“Жуляны”). В последнем она конкурирует с украинско-немецкой фирмой “Львов-Трейдинг”.

В то же время в главном аэропорту страны функционируют еще два оператора дьюти-фри. По данным пресс-службы “Борисполя”, в терминале D с июня прошлого года работают “Киеврианта”, а также BF & GH Travel Retail Ltd. Последний, помимо “Борисполя”, также работает в аэропорту Одессы, где конкурентом ему выступает Duty Free Odessa.

Недавно с компанией BF & GH Travel Retail Ltd. разразился скандал. В программе “Схемы” были обнародованы данные, по которым эта компания входит в орбиту известного украинского предпринимателя Леонида Юрушева.

Позже представители BF & GH Travel Retail Ltd. выступили в СМИ с заявлением о том, что данная информация не соответствуют действительности. По данным самого оператора, его акционером является известная немецкая компания Gebr. Heinemann, которая работает в различных странах на рынке беспошлинной торговли.

Правда, по данным госпредприятия “Информационно-ресурсный центр”, учредителем BF & GH Travel Retail Ltd. является BF & GH Holding Ukraine Ltd. с размером взноса в уставный фонд 884 грн.

Владислав Ильин отметил, что в Украине пока что не представлены многие мировые игроки рынка дьюти-фри, к примеру, компания Aelia. В то же время гендиректор компании “Мастер-Авиа” (управляет аэропортом “Киев”) Алексей Яковец объяснил слабый интерес к Украине крупным международных игроков дьюти-фри отсутствием концентрированного пассажиропотока. “Когда строился терминал в “Киеве”, то в тендере участвовали немецкие и австрийские фирмы. Недавно приезжали представители некой датской компании, но для них пока что нет достаточного пассажиропотока”, – заявил он.

По словам Владислава Ильина, когда строился терминал в аэропорту Харькова, то работать на пощадках под дьюти-фри приглашались многие мировые компании, однако отреагировали только в Pavo. “Сейчас аэропорт Харькова планирует провести расширение, в том числе зоны дьюти-фри. Однако, скорее всего, и эти площади займет Pavo, поскольку уже есть предварительная договоренности с этой фирмой”, – отметил он.

Директор по развитию компании “Мастер-Авиа” Евгений Белик также предположил, что не стоит ожидать в ближайшее время прихода в страну многих международных игроков рынка беспошлинной торговли. Он объяснил это тем, что, как правило, в этом бизнесе в каждой стране работает несколько локальных игроков. “Впрочем, после выхода экономики страны “из зоны турбулентности” стоит ожидать прихода в страну нескольких новых международных игроков рынка дьюти-фри. Отмечается заинтересованность таких фирм как DU FRY и Peter Justesen Company A/S, поскольку они уже посещали Украину и проводили ряд переговоров с представителями украинских аэропортов, выражая заинтересованность в налаживании бизнеса в нашей стране”, – отметил Евгений Белык.

Вместе с тем Алексей Яковец уверен, что если бы этот бизнес был невыгоден, то никто бы в нем и не работал. “Но там особых сверхприбылей в одном аэропорту быть не может. Необходима сеть магазинов по всем или по многим аэропортам Украины. Вот тогда этот бизнес эффективный”, – подчеркнул он.

Впрочем, директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий считает, что это хороший прибыльный бизнес для узкого круга компаний. “Кто попало не получит право от брэндов торговать их продукцией”, – заявил он.

По оценке Александра Ланецкого, в целом в мире прибыльность магазинов дьюти-фри в два-три раза выше, чем у простых ритейлеров. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)

Exit mobile version