Финансовый план РЖД на 2016 г., который монополия на прошлой неделе внесла в правительство, впервые с 2013 г. не предполагает субсидий на “поддержание финансовой устойчивости”. При этом тарифы будут повышены на приемлемые 10%.
Но в 2017-2018 гг. РЖД без субсидий в 40 млрд. руб. не обойтись, говорится в пояснительной записке к инвестиционной программе и финплану монополии на 2016 г. и 2017-2018 гг. Кроме того, монополия уверяет, что “дальнейшее снижение затрат представляется маловероятным”. Правда, индексация тарифов в 2017-2018 гг. будет на уровне 4,5%, прогнозирует РЖД. Представитель РЖД от комментариев отказался.
“Субсидия в данном случае носит не директивный, а индикативный характер и фиксирует прогнозируемые финансовые риски в ухудшающихся макроэкономических условиях, – поясняет сотрудник РЖД. – В случае изменения экономической ситуации этот параметр может быть пересмотрен, и, возможно, вообще субсидий не потребуется”.
Доходы от перевозок в 2017-2018 гг. вырастут на 5,7% (до 1,55 трлн. руб.) и 5,3% (до 1,63 трлн. руб.) соответственно. Расходы на организацию перевозок – на 7,6% (до 1,46 трлн. руб.) и 6,6% (до 1,55 трлн. руб.) соответственно. С учетом 40 млрд. руб. субсидий РЖД в 2017 г. получит прибыль в 13,2 млрд. руб., в 2018 г. – 5,5 млрд. руб. Инвестпрограмма монополии в 2017 г. составит 330 млрд. руб., в 2018 г. – 300 млрд. руб. В 2016 г. РЖД инвестирует 432 млрд. руб.
РЖД предполагает сохранить в 2017-2018 гг. дополнительное повышение тарифов на экспортные (на 13,4%) и внутрироссийские (на 7,4%) перевозки дизтоплива, говорится в материалах монополии. Это принесет компании 36,8 млрд. руб. в 2017 г. и 38,4 млрд. руб. в 2018 г.
“Продление действия повышающего коэффициента значительно снизит конкурентоспособность российской продукции, поставляемой на внешние рынки, что противоречит интересам России как страны-экспортера. Грузоотправители пошли навстречу РЖД, признав допустимым единовременное повышение железнодорожного тарифа с 1 января 2016 г. на 10%, и мы рассчитываем на ответные шаги навстречу со стороны руководства РЖД”, – недоволен топ-менеджер одной из компаний-грузоотправителей.
В сентябре РЖД направляла в правительство проект финплана, в котором предполагалась субсидия в 40 млрд. руб. и в 2016 г. При этом индексация тарифов была 10%. Но спустя месяц монополия пересмотрела финплан на следующий год, и теперь он субсидий не предполагает. Компенсировать отсутствие субсидирования РЖД поможет льгота по налогу на имущество (принесет компании 22,8 млрд. руб.). К тому же РЖД пересмотрела прогноз по расходам в 2016 г., связанным с перевозками, – они снизились с 1,3 трлн. до 1,27 трлн. руб. – и планирует сэкономить на закупках, говорится в материалах монополии.
Представитель Минэкономразвития сказал, что сейчас рассматривается однолетний финплан компании на 2016 г. Его коллеги из других профильных министерств – Минфина и Минтранса – на вопросы не ответили.
“В 2016 г. РЖД пришлось сверстать финплан без субсидий из-за давления на новое руководство со стороны правительства, которое требует сокращения издержек и повышения эффективности. Но не факт, что и в 2017 г. монополия получит субсидии – скорее всего РЖД получит повышение тарифа больше чем на 4,5%”, – говорит гендиректор агентства “Infoline-аналитика” Михаил Бурмистров. Решить проблему субсидирования РЖД может, по мнению эксперта, новый тарифный прейскурант.
Новый прейскурант должен устранить перекрестное субсидирование между более дорогими грузами, нефтяными например, и дешевыми, такими как уголь, – которое есть в действующем тарифном руководстве, полагает один из контрагентов РЖД. То, что РЖД вынуждена возить дешевые грузы на дальние расстояния, делает такую перевозку убыточной, уточняет он. (Ведомости/Транспорт Украины и мира)