Несмотря на то, что одна из крупнейших дочерних компаний НАК “Нафтогаз Украины” – ПАО “Укртранснафа” – в этом году вышла из сферы влияния одного из самых богатых бизнесменов Украины Игоря Коломойского, она продолжает приносить ему немалые деньги. Структуры, входящие в орбиту днепропетровского миллиардера, в октябре выиграли сразу два принципиальных спора с нефтепроводным монополистом.
Сначала хозяйственный суд Киева удовлетворил иск ПАО “НПК “Галичина” и взыскал в его пользу с “Укртранснафты” почти 37 млн. грн. Основная часть этих средств – долг за хранение принадлежащей госкомпании нефти (около 46,7 тыс. т) по договору, подписанному 1 апреля. Тогда начались попытки отстранения лояльного “Привату” Александра Лазорко от должности главы правления “Укртранснафты” (скандал, разгоревшийся вокруг этого, приблизил отставку Коломойского с постав главы Днепропетровской облгосадминистрации). По указанному договору завод передал дочке “Нафтогаза Украины” в аренду 9 своих резервуаров, установив плату в 6,4 грн. за хранение каждой тонны нефти в сутки.
С увольнением Лазорко и назначением и. о. главы правления “Укртранснафты” Романа Сидорака компания решила перестать платить арендную плату. Однако условия договора были прописаны таким образом, что избавиться от финансовых обязательств ей было не суждено. Несмотря на то, что срок действия договора истек в мае по инициативе арендатора, его условия продолжили действовать, поскольку оплата за хранение нефти не была произведена, а сама нефть не вывезена с территории западноукраинского завода. Фактически, отказавшись платить, госкомпания сама разрешила НПК “Галичина” зарабатывать на предоставлении услуг, что и вылилось в многомиллионный счет, предъявленный ей в суде. А с учетом того, что это была плата лишь за 4 месяца (апрель-июль), в ближайшее время можно ожидать появление нового иска со схожей суммой. Если присовокупить к этому обязательство “Укртранснафты” выплатить почти 100 млн. грн. арендной платы за апрель-август еще одному предприятию, входящему в группу “Приват” – “Нефтехимик Прикарпатья” (с ним в марте госкомпания заключила подобный договор на хранение более 100 тыс. т нефти), получается, что неурегулированность этого вопроса приносит днепропетровской группе более чем ощутимую отдачу.
“Укртранснафта”, не сумев добиться признания спорных договоров недействительными с момента заключения, попыталась взять реванш на другом фронте. Госкомпания в августе затеяла разбирательство с иным крылом нефтяного бизнеса “Привата”. Она потребовала взыскать с ЧАО “Синтез Ойл”, владеющим комплексом перевалки нефти в Одесском морском порту, упущенную выгоду в размере около 313 млн. грн. По данным госкомпании, именно столько “Укртранснафта” потеряла в 2010-2014 гг. из-за нарушения “Синтез Ойл” своих обязательств по договору от 2009 г. В соответствии с ним, перевалочная компания в обмен на услуги по транспортировке нефти из Одессы “Укртранснафтой” на подконтрольный “Привату” Кременчугский НПЗ, а также уже упомянутые НПК “Галичина” и “Нефтехимик Прикарпатья”, обязалась обеспечивать перевалку 3-6 млн. т нефти ежегодно, однако не выполнила обязательств.
Впрочем, и здесь успех дочерней структуре НАК “Нафтогаз Украины” не сопутствовал. Сначала хозяйственный суд Одесской области, признав факт нарушений, снизил планку упущенной выгоды до 180 млн. грн. А затем пришел к выводу, что срок исковой давности по заявленному ущербу истек, поскольку для этого устанавливается шестимесячный срок с момента получения ответа на официальную претензию. Чего, естественно, не происходило, пока “Укртранснафтой” руководил лояльный “Привату” менеджмент. (Деловая столица/Транспорт Украины и мира)ы