Транспорт Украины и мира

Европа: «Северный поток-2» нужно остановить

За 2004-2014 гг. потребление первичных энергоресурсов в ЕС уменьшилось на 12%, а потребление природного газа – на 21%.

Тем не менее, в прошлом июне российский “Газпром” объявил, что собирается построить “Северный поток-2”, новый большой газопровод в Европу, совместно с рядом западных компаний – BASF, E.ON, ENGIE, OMV, и Royal Dutch Shell. Они хотят построить трубу из России в Германию через Балтийское море, хотя и первый “Северный поток” используется только наполовину мощности. Этот проект не имеет смысла, и его нужно остановить.

Наиболее важный проект нынешней Европейской комиссии – создание настоящего энергетического рынка, европейского энергетического союза. У этой стратегии есть пять целей: энергетическая безопасность, интеграция рынков, энергоэффективность, декарбонизация, исследования, инновации и конкуренция. “Северный поток-2” противоречит им всем.

Основная цель ЕС – обеспечить стабильность поставок, поскольку в январе 2009 г. “Газпром” на две недели прекратил поставки газа более, чем десяти странам ЕС. Данные шведского Агентства оборонных исследований показали, что в 1991-2006 гг. Россия использовала “политику энергетического давления” 55 раз, и в 16 из них “Газпром” был пособником. “Газпром” производит огромное количество газа, но не может продать его даже по очень низким ценам, поскольку заработал репутацию крайне ненадежного поставщика.

“Северный поток-2” противоречит планам энергетического союза по диверсификации транспортных путей и поставок. Десять восточноевропейских членов ЕС уже выразили протест. Как отмечает комиссия: “Шесть членов ЕС полностью зависят от одного-единственного поставщика в вопросах приобретения газа”. Комиссар по энергетике Ариас Канете заключил, что “Северный поток-2” “еще больше увеличит зависимость Европы от одного поставщика и одного маршрута”. Вице-президент комиссии Марош Шевчович предостерег, что “проект “Северный поток-2″ может означать полное перекрытие поставок газа из России в Европу через Украину и Словакию”. Ради безопасности поставок ЕС также предпочитает разнообразие среди поставщиков сжиженного природного газа.

Третий энергетический пакет ЕС должен разделить транспортировку и поставки, чтобы создать настоящий европейский рынок, чтобы “потребители одного государства-члена имели возможность делать осознанный выбор, открыто и без трудностей приобретать энергию у компании другого государства-члена”. “Северный поток-2” будет построен легально, но его очевидная цель – предоставить “Газпрому” и его пяти друзьям в ЕС олигопольный контроль над рынком газа в сердце Европы.

Природный газ чище, чем уголь, но это все равно углеводородное топливо, тогда как ЕС стремится к декарбонизации. Возобновленное доминирование этих компаний также навредит эволюции малых инновационных энергетических компаний.

Более того, “Газпром” – не простая государственная корпорация. В Восточной Европе она работает на геополитические цели Кремля, перекрывая поставки и повышая цены, когда Кремлю не нравится местное правительство.

Согласно большинству стандартов, “Газпром” является самым злостным нарушителем европейских правил конкуренции, но пока Европейской комиссии не удалось наказать его за ценовую дискриминацию и запрет свободной торговли газом между государствами-клиентами.

Политическим спонсором “Северного потока-2” является немецкий вице-канцлер Зигмар Габриэль. 28 октября во время его встречи с В. Путиным в Москве Кремль процитировал Габриэля: “Важно обеспечить, чтобы все оставалось под контролем немецких властей”. Эти слова звучат как попытка на пару с Кремлем саботировать европейский энергетический союз.

К счастью, Европейская комиссия выразила резкий протест. Комиссар по энергетике сказал, что “Северный поток-2″ никогда не станет проектом общего интереса для ЕС”.

Факты очевидны. Проектом “Северный поток-2” Россия пытается сорвать европейский энергетический союз. Она нашла сильных союзников. Вопрос в том, достаточно ли ЕС силен, чтобы заблокировать этот процесс. (Андерс Аслунд, шведский экономист, старший научный сотрудник Atlantic Council/Укррудпром/Транспорт Украины и мира)

Exit mobile version