В первой половине января погрузка у РЖД упала на 7%. Причина в валютной нестабильности, снижении импорта и падении внутреннего спроса, считают эксперты.
РЖД планировала увеличить погрузку в январе на 3% к аналогичному периоду прошлого года, но вместо этого она пока падает на 7%, рассказал глава монополии Олег Белозеров в кулуарах форума “Опоры России” (цитаты по “Интерфаксу”). Это данные на 18 января, следует из слов Белозерова. Для сравнения: в прошлом январе погрузка выросла на 0,3% до 96,568 млн. т, сообщала РЖД. По словам Белозерова, сейчас погрузка падает из-за “серьезной валютной волатильности”. “Поскольку в январе объемы перевозок небольшие, любое колебание сразу же дает большую цифру”, – объяснил он. Но к концу месяца падение может быть не таким существенным, говорит источник в РЖД. Из-за праздников основные январские объемы приходятся на конец месяца, объясняет он. За оставшиеся дни ситуация может измениться, отмечает и Белозеров.
Похожее снижение погрузки по итогам января фиксирует и один из крупнейших операторов, говорит источник, близкий к этой компании. По его словам, это связано с тем, что большие объемы грузов компания перевезла в декабре. Ситуация должна стабилизироваться уже в следующем месяце, ожидает он.
В 2015 г. погрузка в сети РЖД упала на 1% до 1214,5 млн. т, сообщала монополия. Больше всего снизилась погрузка цемента (-11,1%), лома черных металлов (-10,1%) и строительных грузов (-7,4%). Выросла погрузка химических и минеральных удобрений (+4,4%) и руды цветной и серного сырья (+6,1%). При этом в декабре 2015 г. погрузка выросла на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом до 104,3 млн. т. В 2016 г. Белозеров прогнозировал рост погрузки на 1,6%, передавал “Интерфакс”. Теперь очевидно, что этот план РЖД выполнить не удастся, насколько именно упадет погрузка, пока сказать сложно, но этот показатель будет точно ниже 2015 г., говорит гендиректор “Infoline-аналитики” Михаил Бурмистров. Но РЖД пока не обсуждает корректировку годового плана, сказал представитель монополии. Прогноз на февраль, по его словам, пока не сформирован.
Причин для падения несколько, считает Бурмистров. С одной стороны, компании ограничивают отгрузку товаров в условиях валютной нестабильности, чтобы минимизировать риски с точки зрения контрактных обязательств. Возможно, участники рынка ждут февраля-марта, когда на нефтяной рынок выйдет Иран и цена на нефть и курс рубля стабилизируются, соглашается замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. В прошлом году в декабре-январе курс рубля также был очень волатилен, но конъюнктура на мировых рынках была не так плоха, как сейчас, объясняет он. Второй фактор – снижение спроса на внутреннем рынке. Нестабильность рубля и цены на нефть усилили пессимизм в экономике, промышленные потребители снижают закупки сырья и материалов, объясняет Бурмистров. Наконец, Россия продолжает снижать импорт потребительских товаров, что также негативно сказывается на погрузке, заключает он. Чтобы замедлить падение погрузки и вернуть грузы на железную дорогу, РЖД придется предпринять существенные усилия и более активно предоставлять тарифные скидки – прежде всего в сегменте высокодоходных грузов, говорит Бурмистров.
Это серьезное снижение погрузки и, значит, экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться, считает ведущий эксперт ЦМАКП Владимир Сальников. Но для понимания полной картины, по его словам, нужно дождаться конца месяца. Повлиять на погрузку могла и необычно снежная погода, говорит эксперт. Миронов снижение погрузки как дополнительный фактор ухудшения экономики не рассматривает. В целом в 2016 г. ВВП упадет минимум на 2%, оценивает он. (Ведомости/uaprom.info/Транспорт Украины и мира)