История с попытками “Ощадбанка” вернуть более 350 млн. грн., которые финучреждение требовало от винницкого ПАО “Югозападдорстрой” (ЮЗДС), близкого к семье бывшего президента В. Януковича, подошла к логичному завершению. В середине января стало известно о решении хозяйственного суда Винницкой области признать должника банкротом и начать его ликвидационную процедуру. Это произошло всего через несколько недель после того, как тот же суд утвердил реестр требований кредиторов к должнику, и уже тогда стало понятно, что ликвидация компании будет единственным возможным итогом ее банкротства.
Общий размер денежных требований к “Югозападдорстрою” был оценен судом в 736 млн. грн. По 25 млн. грн. долг составил перед Службой автомобильных дорог в Житомирской области и Винницкой областной налоговой, 83 млн. грн. компания оказалась должна Агентству автомобильных дорог Украины, около 70 млн. грн. – “ВТБ Банку”, 65 млн. грн. – “Укрэксимбанку”. Но самый большой долг оказался перед государственным “Ощадбанком” – ему компания задолжала 353 млн. грн., из которых лишь 53 млн. грн. оказались обеспечены залогом. По состоянию на октябрь 2015 г., активы “Югозападдорстроя” оценивались лишь чуть более чем в 4% от общей суммы долгов – на уровне 31 млн. грн.
Владельцами компании-банкрота, оставившей с носом крупнейший государственный банк и множество других кредиторов, с начала прошлого десятилетия были бизнесмены Сергей Самусев и Виктор Ящук – основатели корпорации “Золотые ворота”. В 2011 г., когда “Ощадбанк” решил “завалить” их детище кредитными деньгами, предприятие начало стремительно выигрывать государственные тендеры на строительство и реконструкции автодорог по всей стране. Позже выяснилось, что компания из Винницы смогла расположить к себе семью В. Януковича. Весной 2014 г., после бегства последнего из страны, на территории резиденции “Межигорье” были найдены документы, свидетельствующие о том, что компания “Танталит”, на которую непосредственно была оформлена резиденция, в 2013 г. лично выступила поручителем “Югозападдорстроя” по кредиту на 70 млн. грн., взятому в донецком “Укрбизнесбанке”. Возможно потому, что ее реальным бенефициаром мог лично быть старший президентский сын А. Янукович.
Логично, что с 2014 г. “Югозападдорстрой” перестал обслуживать долги, его материнская структура “Альфадорбуд” (владелец 82% акций) перерегистрировалась в оккупированном Крыму, а ее конечным собственником через оффшор был записан потомок туземцев из экзотической тихоокеанской страны Вануату Бэзил Леодоро Бо. Поэтому признание “Югозападдорстроя” банкротом и его ликвидация были делом времени. Неясным оставалось лишь, сколько денег смогут вернуть кредиторы, а сколько потеряют. Теперь же очевидно, что почти все средства, которыми при Януковиче банкиры щедро снабжали строительную компанию, придется списать. И похожий исход ожидает, скорее всего, еще одную связанную с “Альфадорбудом” компанию – киевское ПАО “Строительное управление №813”. “Ощадбанк” кредитовал эту структуру в паре с “Югозападдорстроем”, и весной прошлого года добился решения о взыскании с нее более 215 млн. грн. долга. А поскольку киевское ПАО с прошлого года года также не проявляет признаков жизни и уже не имеет ценных активов, скорее всего, ее ликвидация не принесет кредиторам фактически ничего. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)