Без современных дорог нельзя говорить о современной экономике. За последние годы упорное нежелание чиновников финансировать автомобильные дороги, сложные зимние погодные условия и безответственные перевозчики, перегружающие фуры в погоне за дополнительной прибылью, превратили львиную долю автомобильных дорог страны в направления, по которым уже далеко не на любом автомобиле можно проехать. Гораздо проще сейчас назвать чуть более десятка дорог, находящихся в хорошем и отличном состоянии, чем составить список дорог, нуждающихся в ремонте и реконструкции.
На днях Министерство инфраструктуры торжественно отчиталось об очередном великом “достижении” правительства Арсения Яценюка – реконструкции в прошлом году дороги “Сколе – Славское” во Львовской области. Все бы ничего, но эта дорога имеет протяженность всего лишь 20 км. Если такие темпы реконструкции автомобильных дорог в стране сохранятся, то на приведение в порядок всей сети автодорог страны понадобится более 8 тыс. лет.
Общая протяженность сети автодорог общего пользования в стране составляет 170 тыс. км. В придачу к ним еще 250 тыс. км улиц и проездов в населенных пунктах, которые относятся к сфере деятельности местных властей.
Тему автомобильных дорог очень любят у нас не только простые граждане, искренне уставшие от необходимости ездить со скоростью 20-30 км/ч по многим трассам, но и украинские депутаты. Вернее, депутаты любят высказывать недовольство состоянием отечественных автомобильных дорог и показывать озабоченность перед избирателями по этому поводу.
На прошлой неделе в Верховной Раде был момент истины для народных избранников по этому вопросу. Именно тогда там был вынесен на голосование вопрос, который мог бы позволить значительно увеличить финансирование дорог и, соответственно, улучшить их состояние. Речь идет о создании государственного дорожного фонда.
Однако подавляющее большинство депутатов такую инициативу не поддержали. Тем самым, народные депутаты дали однозначный ответ каждому гражданину Украины, что депутатов состояние автомобильных дорог в стране вполне устраивает.
Примечательно, что противниками этого решения были и депутаты из пропрезидентской коалиции, и депутаты от оппозиционных сил.
Так за вопрос о создании целевого Государственного дорожного фонда проголосовало всего 140 депутатов из необходимых для принятия решения 226.
Идея создания фонда не нова. Проект соответствующего акта был подготовлен в недрах Министерства инфраструктуры еще при Борисе Колесникове, но в парламент проект попал уже благодаря усилиям Андрея Пивоварского.
Суть создания целевого Государственного дорожного фонда в том, что этот фонд позволил бы все доходы государственного бюджета по дорожным статьям защитить от нецелевого использования и направлять исключительно на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог. К сожалению, у нас в стране очень часто эти деньги используются не по своему назначению, а на банальное покрытие текущего дефицита бюджета. В результате на автомобильные дороги остаются лишь крохи от уплаченных автомобильными налогоплательщиками средств.
Создание же фонда позволило бы уже в этом году направить на автомобильные дороги порядка 30 млрд. грн., вместо предусмотренных в бюджете 3,3 млрд. грн. Все проблемы автодорог это, конечно бы, не решило, но увеличить темпы ремонта дорог в 10 раз определенно смогло бы. (Александр Кава, экс-заместитель министра, советник главы Министерства инфраструктуры Украины/rbc.ua/Транспорт Украины и мира)