Министр сообщения Латвии Анри Матисс встретился с еврокомиссаром по вопросам конкуренции Хоакином Альмунией. Темой переговоров стало расследование, которое Еврокомиссия начала в прошлом году в связи с господдержкой национальной авиакомпании airBalti.
Речь идет прежде всего о двух займах на 57,6 млн. латов, которые были выделены правительством перевозчику в октябре и декабре 2011 г. и затем конвертированы в основной капитал. Изначально часть средств должен был предоставить также частный акционер airBaltic – фирма Baltijas Aviacijas Sistemas (BAS). Однако последняя обязательства не выполнила: в конце года принадлежащие ей акции были выкуплены государством у ее кредитора – Latvijas Krajbanka (как раз в тот момент в обанкротившемся вскоре банке было введено внешнее управление).
У еврочиновников (судя по обнародованному ими письму латвийским властям) возникли вопросы относительно целого ряда моментов операции по спасению национального перевозчика: среди прочего упоминаются низкие процентные ставки по займам, взаимодействие с BAS, а также действия правительства уже после того, как стало ясно, что частный акционер деньги не выделит.
Позиция латвийских властей до последнего времени сводилась к тому, что помощь airBaltic была оказана на рыночных условиях, поскольку она изначально была санкционирована на паритетных началах с BAS. Во время встречи в Брюсселе Матисс пообещал Альмунии, что Латвия предоставит Еврокомиссии дополнительную информацию по делу.
Среди прочего Еврокомиссию настораживает медлительность властей в привлечении нового акционера для airBaltic. В бизнес-плане авиакомпании говорится, что в будущем ей понадобится дополнительное финансирование (возможно, речь идет о планируемом обновлении флота, расходы на которое могут составить 400-800 млн. латов или 645-1290 млн. евро). Власти уверяют, что на эти цели будут использованы частные средства.
В условиях кризиса в авиационной индустрии к поддержке национальных авиакомпаний в последние годы прибегли правительства целого ряда европейских государств. В этом году Еврокомиссия начала расследования относительно помощи, которая была оказана Estonian Air (инъекция капитала в 65,5 млн. евро), скандинавской SAS (кредит властей Швеции, Дании и Норвегии на 400 млн. евро) и польской LOT (заем на 200 млн. евро). В том случае, если поддержка оказывается незаконной, перевозчика обязывают вернуть государству полученные деньги. Для венгерского Malev такой вердикт в 2012 г. обернулся банкротством. (ЦТС/Транспорт Украины и мира)