Европейские и иностранные авиакомпании в обязательном порядке будут передавать властям государств, входящих в Европейский союз, сведения о пассажирах своих рейсов, связывающих ЕС со странами за его пределами. Соответствующую директиву, цель которой – повышение эффективности борьбы с терроризмом и преступностью, 14 апреля одобрил Европейский парламент, сообщает его пресс-служба. Документ еще предстоит утвердить Совету ЕС (фактически является второй палатой общеевропейского парламента), однако этот этап считается чистой формальностью.
Информация о каждом пассажире будет упаковываться в специальный пакет, получивший название “именная запись о пассажире” (Passenger Name Record, PNR). Пакет будет включать данные об имени путешественника, его контактных данных, багаже, датах полетов и пунктах назначения. Там же будут содержаться сведения о способе оплаты авиабилетов, а также о том, летит ли пассажир один или в составе группы.
Информация будет собираться на двух стадиях: при бронировании билета и во время регистрации на рейс. В основном за сбор сведений и формирование пакета будут отвечать авиакомпании. Тем не менее к этому могут привлечь и трэвел-агентства с туроператорами, через которых часто бронируются билеты (особенно при оформлении чартерных рейсов).
Передачу PNR властям также планируется производить дважды: за сутки-двое до вылета и сразу после завершения посадки пассажиров на воздушное судно. Разработчики документа подчеркивают, что сведения будут именно пересылаться, т. е. власти не получат доступа к системам бронирования.
За прием и обработку PNR будут отвечать специально созданные для этого отделы по работе с информацией о пассажирах (Passenger Information Unit, PIU). Эти органы появятся во всех странах, входящих в ЕС, кроме Дании, которая не делегировала Брюсселю полномочия, связанные с правосудием и обеспечением безопасности, уточняет Bloomberg.
Данные о путешественниках будут храниться пять лет, однако через полгода после их поступления из PNR планируется стирать всю личную информацию (имена, контактные данные, банковские реквизиты) – таким образом планируется защищать право пассажиров на неприкосновенность личной жизни. Обмен PNR предполагается совершать только по запросам в рамках расследований дел, связанных с терроризмом и тяжкими преступлениями (торговля людьми, наркотиками и т. д.).
Одновременно планируется проводить рутинный анализ предоставленных сведений. Предполагается, что это позволит выявить потенциальных террористов, которые пытаются замести следы при путешествии в ЕС из горячих точек и обратно.
Что касается рейсов внутри ЕС, то решение о сборе соответствующих данных оставляется за каждой конкретной страной.
Система сбора PNR должна заработать через два года после того, как директива будет официально обнародована. Учитывая, что в некоторых странах ЕС (например, в Великобритании) подобные системы уже функционирует, речь идет отчасти о координации их работы в пределах всего европейского объединения. Через два года после введения единой системы в эксплуатацию Европейская комиссия должна будет решить, надо ли внести в ее работу какие-либо изменения.
В общемировом масштабе европейская система сбора информации об авиапассажирах не стала новшеством. Подобный механизм, введенный в действие после терактов 11 сентября 2001 г., действует в США. Кроме того, данные о путешествующих по воздуху собираются в ряде других стран, в т. ч. Австралии, Канаде, Китае, на Кубе, в Японии, Южной Корее. (Авиатранспортное обозрение/Транспорт Украины и мира)