Две недели назад полиция представила камеры автоматической фиксации нарушений ПДД, которые начали работать в тестовом режиме. Auto-Consulting проанализировал исходную информацию, и выяснил, какие именно камеры начали работать. А также – как они работают и что именно фиксируют.
14 июля 2015 г. Верховная Рада Украины приняла закон, которым предусмотрено введение в действие системы автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения. И вот – не прошло и года, как камеры начали работать в тестовом режиме. Правда, какие это камеры в МВД не сообщили. Не было официальных заявлений и о закупках новых камер полицией. Поэтому, проанализировав информацию, корреспондент Auto-Consulting пришел к выводу, что тестировать (во всяком случае в Киеве) МВД начало камеры, которые работают в тестовом режиме уже несколько лет. Это камеры системы “Форпост”. Они стоят на том же месте – на ул. Е. Телиги, 61. В Одессе 2 камеры начали тестировать на транспортной развязке “Клеверный мост”.
“Форпост” – это первый украинский лазерный определитель скорости. Камеры работают на дистанции 15-70 м, погрешность определения скорости – +/-2 км/ч до 100 км/ч, свыше 100 км/ч – 2%. Максимальная скорость, которую способен зафиксировать “Форпост” – 320 км/ч.
Принцип работы таков: идет постоянная видеофиксация потока машин. Сканируются все номерные знаки, и в момент, когда знак видно лучше всего, делается один фотоснимок. Информация хранится на борту камеры (полгода) и в онлайн-режиме передается по беспроводной связи в Центр обработки информации. В случае судебного разбирательства и спорных вопросов с водителем-нарушителем, судья может обратиться к памяти камеры и получить запись нарушения ПДД из первоисточника.
Установленные в Киеве камеры – шведские Axis (может быть и Panasonic). В полной темноте они могут работать только с подсветкой. Лицо водителя камерой – не фиксируется.
Пока что камеры фиксируют исключительно превышение скорости. Они фиксируют превышение даже на 1 км/ч. Но, по нашему законодательству есть зазор в 20 км/ч, в котором постановления не выносятся. Кроме того, 2-3 км/ч “набрасывается” на погрешность измерения. Как сообщили эксперты, нарушений так много, что лучше выбросить сомнительный замер “в ведро”, чем связываться с разбирательством. Проще наловить новых нарушителей. Такой подход касается и нечеткой фиксации номерных знаков. Когда они, например, заляпаны грязью.
Помимо фиксирования превышения скорости, тестируемые в Киеве камеры имеют и другие возможности. Например, они автоматически сканируют все номера проезжающего транспорта и автоматически сверяют их с базой МВД по автомобилям в угоне. Кроме того, возможна фиксация проезда на красный свет и пересечения двойной осевой линии.
Глава МВД Арсен Аваков написал в Facebook, что “За 6 часов тестового режима всего на 3 камерах видео фиксации зафиксировано нарушений на сумму штрафов около 3 млн. грн.”. Корреспондент Auto-Consulting не поленился проверить эти цифры. Оказалось, что действительно, всего 1 камера в Киеве в выходной день фиксирует нарушение скоростного режима примерно каждые 6 секунд. При минимальной сумме штрафа в 255 грн. Но больше четверти нарушителей ехали на штраф в 510 грн. Так что деньги со штрафов можно получать действительно большие.
Полученная с камер информация обрабатывается оператором-полицейским с использованием имеющихся баз данных МВД. В результате обработки выносится электронное административное постановление, которое в дальнейшем будет направляться владельцу транспортного средства.
Владельцам транспортных средств с государственной регистрацией постановление будет отправляться почтой. В отношении транспортных средств с иностранной регистрацией – Госпогранслужбой.
То есть данные с камер фактически будут сортироваться вручную. По закону автоматически отправить “письмо счастья” нарушителю по его адресу из базы МВД – нельзя. Постановление должен подписать сотрудник полиции. А это значит, что, теоретически, кому-то постановление о штрафе могут и не отправить. И уж точно их не будут получать владельцы автомобилей со спецномерами.
Камеры, работающие в Киеве, фиксируют только номер автомобиля. Кто за рулем – не важно. За все отвечает владелец авто. Он должен либо указать данные нарушителя, который ездит на его авто по доверенности, либо – уплатить сам.
Предполагается, что когда камеры начнут работать не в тестовом, а в реальном режиме, как только произойдет фиксация нарушения, владелец авто получит об этом СМС на мобильный телефон. Еще одна СМС придет через пару дней, с напоминанием, что оканчивается срок льготной половинной оплаты штрафа. Такой себе своеобразный государственный рэкет, чтобы водители платили быстрее и особо не задумывались, нарушили они или нет.
Кроме того, информация о нарушениях и уплате/неуплате штрафа будет размещаться на специальном сайте. Когда его создадут, предполагается, что у каждого водителя там будет “Личный кабинет”.
У нас любят кивать на Европу и много обсуждают сейчас, что должны фиксировать камеры на дорогах, как они должны стоять, возможны ли засады полиции в кустах, как во времена ГАИ. Так вот, совсем недавно в одной из командировок корреспондент Auto-Consulting смог оценить, как работает немецкая полиция. В Германии, во всяком случае, на автобане из Кельна в Данию, полицейские засады с радарами в кустах – обычное дело. Но это еще не все. Коллеги, которые наверстывали время, потерянное в тянучках на ремонте дорог, решили поднажать. И поднажали. А потом перед ними из соседнего ряда перестроилась BMW универсал. Самая обычная. И вдруг у нее на заднем стекле загорелась надпись “полиция”, а из окна высунулась рука со знаком “проезд запрещен” и показала, куда съехать с дороги.
Оказалось, что полицейские ехали за машиной коллег и фиксировали на камеру скорость, с которой они мчались по свободному автобану. Эту запись – съемку машины сзади с датой и скоростью, и показали водителю в машине полиции. Никакого лица нарушителя, просто корма авто, номер, время и цифры замера скорости. С учетом 5%-ной корректирующей поправки на погрешность измерения, превышение скорости у коллег составило 27 км. Что потянуло за собой штраф в 145 евро.
Вот так работает полиция в Европе, на которую мы равняемся. А у нас рассуждают о презумпции невиновности водителя… Правда, надо честно отметить, что там, где в Германии стоят стационарные радары, везде есть предупреждающие знаки о фиксации замера скорости. Будут ли они у нас или камеры автоматической фиксации станут работать “из кустов” – пока не понятно.
Не стоит забывать и о том, что адвокат Вадим Володарский (и он не одинок), ссылаясь на решение Конституционного суда в 2010 г., считает, что работа таких камер незаконна.
Камеры будут испытывать до сентября. Но полностью система полноценно заработает не раньше 2017 г. Ведь по всей стране необходимо минимум 2500 камер.
Жаль только, что тестирование автоматической фиксации началось с разговоров о том, сколько с ее помощью можно собрать штрафов. А не с того, удастся ли благодаря камерам повысить безопасность на наших дорогах. (Auto-Consulting/Транспорт Украины и мира)