В Скандинавии начат процесс приватизации авиакомпании Scandinavian Airlines (SAS). Правительства Дании, Швеции и Норвегии, которым подконтролен один из крупнейших европейских перевозчиков, начали поиски инвесторов, пишет издание Aviation Week.
Норвегия уже снизила свою долю в SAS с 14,2% до 11,5%. Швеция также продала часть акций, сократив долю с 21,3% до 17,1%. Покупателями выступили институциональные инвесторы. В рамках обеих сделок было продано 23 млн. обыкновенных акций стоимостью 15,5 кроны ($1,76) за одну ценную бумагу. Как говорится в заявлениях обеих стран, частичная продажа долей является лишь первым этапом на пути к полной приватизации оператора. Дания пока только готовится к продаже своей доли (сейчас она составляет 14,2%).
В настоящее время Норвегии, Дании и Швеции в совокупности принадлежит 42,8% оператора. Изначально их доля составляла 50,1%.
В 2012 г. авиакомпания оказалась на грани банкротства, которое было вызвано в том числе высокими издержками и несбалансированностью маршрутной сети. В частности, из-за того что перевозчик принадлежит сразу трем государствам, он вынужден базироваться в трех аэропортах. Еще одним фактором, ведущим к убыточности, стало то, что маршрутная сеть SAS состояла преимущественно из рейсов малой и средней протяженности.
Чтобы исправить ситуацию, перевозчик сократил тысячи рабочих мест, избавился от непрофильных активов и оптимизировал маршрутную сеть, включив в нее больше дальнемагистральных направлений. В 2015 г. SAS смогла вернуться к прибыльности. Впрочем, с увеличением числа дальнемагистральных рейсов усилилась конкуренция – как на европейских маршрутах (со стороны таких лоукостеров, как Wizz Air и Ryanair), так и на трансатлантических (со стороны Norwegian Air Shuttle).
По мнению экспертов, несмотря на то что SAS преодолела кризис, для нее будет непросто найти стратегического инвестора. Партнер авиакомпании по Star Alliance – авиакомпания Lufthansa уже отказалась от приобретения скандинавского перевозчика. Ближневосточные операторы заняты работой с другими активами. В качестве возможного кандидата называют китайскую HNA Group, которая активно скупает по всему миру компании, связанные с авиацией. (Авиатранспортное обозрение/Транспорт Украины и мира)