Транспорт Украины и мира

Украина: скандальный тендер в ГП «Морской торговый порт «Южный» мог привести к обрушению причалов

Оффшорный скандал в порту “Южный”, в ходе которого правительство отменило тендер на дноуглубление причалов №5 и №6, предотвратил техническую катастрофу, считает эксперт по вопросах гидротехники Виктор Петросян. По его словам, без капитальной реконструкции причалов, углубляться более, чем на 19 м нельзя. Опасность кроется в том, что конструкции советских времен не рассчитывались на современные глубины и размеры суден.

“21 м – это абсурд, поскольку, без каких-либо вспомогательных мероприятий, сделать углубление на причалах №5 и №6 более 20 м – это самоубийство. Я бы на это не шел ни при каких обстоятельствах”, – пояснил Петросян.

В ходе первой волны дноуглубления в “Южном” в 2012-2013 гг., профильный институт “ЧЕРНОМОРНИИПРОЕКТ” официально предупредил портовиков о том, что причалы уже рушатся. В одном из писем, адресованных администрации порта “Южный” НИИ указал о смещениях причальных стенок в сторону акватории, в некоторых местах до 210 мм.

Эксперты уверяют, что технологически правильно вначале реконструировать причалы и потом проводить дноуглубительные работы. В ином случае вложенные инвестиции – почти 1,2 млрд. грн., будут выброшены на ветер. О том, что причалы изношены и требуют модернизации, знают и в администрации порта.

“Износ самих причалов составляет 57%. Мы собираемся реконструировать причал №5, износ которого 30-50%”, – рассказал начальник администрации порта “Южный” Максим Широков. Ранее он также акцентировал внимание на том, что “запас” причалов №5 и №6 позволяет копать дно не глубже 19 м. “Большего конструкция не позволяет. Если копать глубже – причал может “поплыть”, – подчеркнул чиновник.

В расчетах “ЧЕРНОМОРНИИПРОЕКТа” также отмечено, что у причала №5 допускается углубление до 17,0 м, у причала №6 – до 18,0 м. При этом глубина 21 м вообще может быть достигнута не ближе 35 м к линии кордона причалов. “Переборы по глубине не допускаются. Для оценки дальнейшего увеличения глубин необходимо выполнить комплекс инженерно-геологических изысканий и на их основе разработать проектное решение”, – идет речь в поверочных расчетах НИИ №89725.

Эксперты отрасли отмечают, требуемое инженерно-геологическое обследование не было проведено. Именно поэтому дноуглубление до 21 м у причалов №5 и №6 – это зря потраченные 1,2 млрд. грн., а также риск обрушить причалы. Ликвидация катастрофы и строительство новых конструкций будет стоить государству значительно дороже.

Ранее премьер-министр Владимир Гройсман поручил отменить скандальный тендер в порту “Южный”. Тендер стал предметом расследования со стороны Министерства инфраструктуры, правоохранительных органов, АМКУ. Одной из причин отмены тендера стали оффшорные собственники победителя тендера – “Ян Де Нул Украина”. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)

Exit mobile version