Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект ”О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Украины (относительно содействия развитию судоходства в Украине)”. За соответствующий законопроект №2712 за основу проголосовали 234 народных депутатов.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, Кодекс торгового мореплавания Украины принят в 1995 г. и некоторые его положения устарели и поскольку не соответствуют современным экономическим реалиям.
Согласно Кодексу, право плавания под государственным флагом Украины имеет судно, являющееся государственной собственностью, если оно принадлежит гражданину Украины или лицу, которое на 100% принадлежит резидентам Украины.
Кроме того, установлено ограничение относительно осуществления каботажных перевозок судами под иностранным флагом только при условии получения разрешения Министерства инфраструктуры.
По мнению авторов законопроекта, действующие нормы создают серьезный барьер не только для привлечения иностранных инвесторов на рынок отечественного судоходства, но и для украинских судовладельцев, которые заинтересованы в привлечении иностранных партнеров.
Кроме этого, на практике установленные ограничения приводят к тенизации рынка отечественного судоходства, поскольку судовладельцы вынуждены выбирать для своих судов флаги других государств.
Также отмечается, что с каждым годом все больше сокращается количество судов под флагом Украины. В 1991 г. под украинским флагом было 375 судов дедвейтом 5 тыс. т и более, в 2000 г. – 155, в 2005 г. – 91, в 2008 г. – 75, в 2012 г. – 60, а в 2014 г. – 46 судов. При этом под иностранными флагами работают более 200 средних и крупных судов, принадлежащих украинским компаниям.
Проектом закона предлагается расширить круг субъектов, суда которых имеют право плавания под государственным флагом Украины, предоставив такую возможность всем зарегистрированных в стране компаниям, вне зависимости от их конечного собственника.
Также предлагается отменить требование к иностранным судам предоставлять специальное разрешение для осуществления каботажных перевозок.
В то же время Верховная Рада не смогла принять связанный законопроект №2713 “О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины” (относительно содействия развитию судоходства в Украине)”. Документом предлагалось разрешить осуществление внутренних перевозок на таможенной территории Украины морскими (речными) судами, помещенными под таможенный режим временного ввоза. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)