Система распределения вагонов которая существует в стране под управлением Центра транспортной логистики ПАО “Укрзализныця” оказывает негативное влияние на экономику Украины и несет значительные коррупционные риски. Об говорится в письме на адрес премьер-министра Украины Владимира Гройсмана которое было направлено президентом объединения “Металлургпром” Александр Каленков.
По его словам, из-за того в Украине существует нехватка полувагонов в четвертом квартале прошлого года горнодобывающие предприятия страны недогрузили на экспорт до 10% запланированных объемов железной руды, в денежном эквиваленте это равно $50 млн. В свою очередь из-за этой же проблемы недополученная выручка “Укрзализныци” составила около 140 млн. грн.
Каленков назвал две основные проблемы в обеспечении вагонами первая из которых -это предоставление услуг по распределению вагонов через фирмы-посредники, которые не являются грузоотправителями, их наценка потенциально может быть источником коррупции. А вторая – подход к распределению грузов. “Неравномерный подход к обеспечению вагонами разных грузоотправителей (так, средний % обеспечения производителей железной руды в четвертом квартале прошлого года составил 20%, меткомбинатов – 13%, в среднем по Украине – 30%, а некоторые предприятия обеспечены на 90-100%, причем на их перевозках задействовано 40% парка полувагонов УЗ), это может указывать на наличие коррупционной составляющей, как на центральном, так и местном уровне”, – отметил он.
Он отметил, что решение, предложенное Мининфраструктуры о внесении изменений в распоряжение КМУ от 9 апреля 2012 г. №209 “О мерах по урегулированию ситуации с организацией железнодорожных грузовых перевозок” не решит проблему по той причине, что распоряжение Кабмина было принято, как раз для того чтобы стабилизировать ситуацию в сфере железнодорожных перевозок после того, как УЗ начала устанавливать тарифы.
Каленков призвал Кабмин и “Укрзализныцю” внести ряд изменений в процесс распределения вагонов.
По его словам, нужно обеспечить равноправный доступ грузовладельцев к полувагонов ПАО “Укрзализныця”. Он считает, что это будет возможно изменив подход таким образом к регулированию потоков порожних вагонов под управлением ЦТЛ, чтобы каждая дирекция в структуре УЗ была обеспечена порожними полувагонами ЦТЛ пропорционально доли ее нагрузки на сети УЗ в предыдущем периоде (месяц/квартал), при этом грузоотправители, которые отгружают более 500 вагонов в месяц, были обеспечены ими в автоматическом режиме”.
Президент объединения “Металлургпром” обратился к Владимиру Гройсману с просьбой поручить Мининфраструктуры и ПАО “Укрзализныця” разработать альтернативу отмене вышеупомянутого распоряжения КМУ которая снизит инфраструктурную составляющей ж/д тарифа в пользу вагонной.
Он считает, что это увеличит доходность вагонов и создаст предпосылки для обновления парка как “Укрзализныци”, так и прочих участников рынка грузовых перевозок.
Кроме того, он призвал обязать “Укрзализныцю” предоставлять вагоны только по прямым договорам с грузовладельцами или входящими в их структуру транспортными компаниями. (Comments.ua/Транспорт Украины и мира)