Автомобильную общественность всколыхнуло заявление заместителя министра МВД Анастасии Деевой, что разрабатываются изменения в законодательство, по которым срок водительских удостоверений будет ограничен 5-15 годами, в зависимости от категорий. При этом, чиновница МВД ссылалась на обязательства Украины, прописанные в Директивах ЕС, которые наша страна подписала. Но издание “Экономическая правда” пишет, что вводить такие ограничения Украина вовсе не обязана.
Подписав Соглашение об ассоциации, Украина взяла обязательства приблизить законодательство по безопасности движения на дорогах с европейскими стандартами. Часть из них содержится в директиве 91/439/ЕЭС об удостоверении водителя и предусмотрена Соглашением об ассоциации.
В то же время, в МВД решили пойти дальше и имплементировать именно директиву 2006/126, то есть более новую версию. Имеют на это право (но, напомним, не обязанность). Что же предусматривает европейский документ?
Рекомендуется введение водительского удостоверения с чипом – единого образца для всех стран-членов ЕС. Кроме того, директива уточняет категории механических транспортных средств и сроки действительности водительских удостоверений в соответствии с их категории (в Украине такая классификация до сих пор не утверждена).
Также в директиве меняются возрастные требования для получения водительских прав на транспорт различных категорий, минимальные требования к экзаменам по управлению, минимальные стандарты по физической и умственной пригодности для управления транспортным средством, а также требования к лицам, которые проводят экзамены по управлению.
Что же касается срока действия водительских удостоверений категорий AM, A1, A2, A, B, B1 и BE (условно категории “А” и “В”), то директива предоставляет государству право самостоятельно определить, будет осуществляться пересдача на получение водительского удостоверения в этих категориях и каковы критерии обновления водительского удостоверения.
Директива 2006/126 говорит, что срок действия водительского удостоверения категорий AM, A1, A2, A, B, B1 и BE (нынешние категории “А” и “В”) должно быть 10 или 15 лет, зависимости от решения страны. Однако предусмотрено, что государство может изменить и этот срок.
Почему в МВД решили объявить самые жесткие критерии? – не понятно. Но согласно директивам вполне может быть введен и лояльный вариант. Кроме того, Соглашение об ассоциации говорит, что национальное законодательство Украины должно быть приближено к положениям Соглашения (к тому же, мы обязались имплементировать только старую директиву 91/439, где отсутствуют все эти нововведения). Поскольку Украина не является государством-членом ЕС, то на нас не распространяется фактическая силу актов ЕС, а важно лишь суть положений, которые в них закреплено. (Auto-Consulting/Транспорт Украины и мира)