Мажоритарный акционер британской горнорудной компании Ferrexpo с активами в Украине Константин Жеваго раскритиковал непрозрачную структуру ПАО “Укрзализныця” и выступил за создание независимого регулятора.
Константин Жеваго отметил, что до сих пор неясна структура себестоимости “Укрзализныци”, также неизвестной остается локомотивная составляющая, вагонная составляющая, инфраструктуры или диспетчеризации. “Монополист под красивым предлогом повышает тарифы, при этом абсолютно не отчитываясь перед потребителями”, – сказал он.
По его словам, УЗ и Мининфраструктуры все время спекулируют на структуре себестоимости, которую публикуют в своих публичных отчетах ДТЭК, “Метинвест”, Ferrexpo, цементные и аграрные предприятия.
Также Жеваго отметил, что “Укрзализныця” каждый год сокращает объемы грузоперевозок. “Минус 2% к 2015 г., минус 10% к 2014 г. и минус 13% к 2013 г.”, – отметил он.
“В объеме перевозок наблюдается отрицательная динамика, а это означает, что монополист сокращает свои капитальные затраты, вклад в ВВП, рабочие места. “Укрзализныця” уже сократила все, что только можно, при этом, все фиксированные расходы она “повесила” на потребителей. Иными словам, дополнительные расходы “вешаются” на меньший объем перевозок, соответственно тариф должен расти. Если так продолжится, то экономика и дальше будет падать, а благосостояние населения – падать”, – сказал он.
По его словам, Ferrexpo по итогам 2016 г. могла бы отгрузить потребителям более 11,4 млн. т, но не могла это осуществить из-за нехватки топлива, подвижного состава, конвенции на западных границах и остальные проблем железнодорожников.
Жеваго считает, что благодаря появлению регулятора должна стать открытой “структура себестоимости “Укрзализныци”, которую железная дорога не показывает и скрывает от потребителей долгие годы”. “Мы опасаемся, что произойдет аналогия с НКРЭ и схемой Роттердам “плюс”. Так как завтра какой-нибудь “тюлень” в транспортном регуляторе придумает схему Шанхай “минус”, и мы будем иметь ту же тарифную политику в сфере железнодорожных перевозок”, – добавил он.
Мажоритарный акционер выступил за предоставление крупному потребителю ж/д услуг либерализацию локомотивной тяги по аналогии с ЕС и США. По его словам, в УЗ в данный момент есть огромная проблема с локомотивами, семь лет назад был такого же рода проблема, однако с вагонами, и его компания должна была купить вагоны. Он отметил, что такого рода практика вообще является нонсенсом, потому, что закупка вагонов в компетенции УЗ.
Жеваго считает, либерализация локомотивной тяги полностью уничтожит коррупцию в УЗ. “Мы купили вагоны по $27 тыс. за штуку, УЗ купила по $32 тыс. на первом тендере и по $30,5 тыс. на втором. На заявленных 9 тыс. вагонов разница в $3 тыс. – это $27 млн. Я задаю вопрос: кто положит себе в карман эти $27 млн.”, – отметил Жеваго.
Также Жеваго отметил еще одну коррупционную составляющую в УЗ. “Ferrexpo покупает 10 тыс. т дизельного топлива в месяц, “Метинвест” – 30 тыс. т, а УЗ – 360 тыс. т в год. И по статистике нашей, переплата УЗ составляет как минимум 1 тыс. грн. в месяц. Это 360 млн. грн. в год. И за это заплатит украинская промышленность и конечный потребитель”, – сказал он. (Comments.ua/Транспорт Украины и мира)