С приходом на ГП “Одесский морской торговый порт” нового руководства во главе с Игорем Ткачуком предприятие оказалось на грани банкротства, что подтверждается финансовой отчетностью.
Размер чистой прибыли по итогам 1-го квартала уменьшился в 4,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 101441000 грн. до 23568000 грн.). Кроме того, тенденция к стремительному падению прибыльности ГП “ОМТП” была обозначена уже в 4-м квартале прошлого года, то есть, сразу же после прихода в порт “винницкой команды”. В свою очередь, общий доход по итогам первого квартала нынешнего года в сравнении с первым кварталом прошлого года уменьшился почти в два раза. И это при том, что общий объем грузопотока в Одесском порту вырос на 4% и составил 6,408 млн. т.
Более 80% доходов ГП “ОМТП” традиционно составляет доход от услуг по буксировке судов. Однако, новое руководство порта подписало с частной компанией “Экофлот” договор о сотрудничестве, на основании которого предоставило возможность предоставлять буксировочные услуги в порту своему прямому конкуренту.
С конца января ГП “ОМТП” стало предоставлять свои буксиры для работы по контрактам “Экофлота”. В результате, по разным оценкам, по итогам первого квартала этого года Экофлот перебрал на себя от 60% до 90% всех работ по буксировке, что не могло не отразится на доходности Одесского порта.
Параллельно с снижением объемов доходов на ГП “ОМТП” резко выросли расходы, а именно: затраты на оплату труда выросли на 60% (с 35966000 грн. в 1-м квартале 2016 г. до 57718000 грн. в 1-м квартале 2017 г.). При этом если фонд зарплаты рядовых работников ГП “ОМТП” повысился в среднем на 33%, то фонд оплаты труда административно-управленческого персонала увеличился в 2,4 раза. В частности, месячная зарплата самого директора ГП “ОМТП” повысилась почти в 3 раза (со 130 тыс. грн. до 310 тыс. грн.).
Согласно законодательству, максимально допустимый размер должностного оклада руководителя того или иного госпредприятия должен быть кратным минимальному должностному окладу, действующему на таком предприятии, к которому привязана и вся тарифная система предприятия. В частности, применительно к категории госпредприятий, аналогичных ГП “ОМТП”, размер должностного оклада директора не может более, чем в 30 раз, превышать минимальный должностной оклад. Иными словами, можно предложить, что Ткачук действовал не только в интересах трудового коллектива.
Кроме всего прочего, Ткачук привел с собой новую команду, члены которой стали получать доходы по новым ставкам. В результате численность работников ГП “ОМТП” увеличилась почти на 100 чел, что также повлияло на объемы расходов предприятия.
Также, такая статья как административные затраты (то есть, затраты, которые не связаны с основной хозяйственной деятельностью предприятия) увеличилась более, чем в два раз (с 5758000 грн. в 1-м квартале 2016 г. до 11999000 грн. в 1-м квартале 2017 г.).
При этом, поскольку доходная часть ГП “ОМТП” в результате “эффективной” работы команды Ткачука стремительно уменьшается, источников для описанного выше повышения зарплаты и прочих расходов у этого госпредприятия просто не существует.
В результате, рентабельность предприятия упала более, чем в 3 раза, и если в ближайшее время ничего принципиально не изменится, то уже скоро ГП “ОМТП” окажется на пороге убыточности и не сможет не то, что успешно развиваться, но даже выполнять свои существующие финансовые обязательства, в том числе, и по оплате заработной платы своему трудовому коллективу.
В сентябре прошлого года Ткачук был назначен на должность временно исполняющего обязанности директора государственного предприятия “Одесский морской торговый порт” (ГП “ОМТП”). (Comments.ua/Транспорт Украины и мира)