Государственное предприятие “Международный аэропорт “Борисполь” в течение 2013-2016 гг. предоставляло скидки к аэропортовым сборам только ЧАО “Международные авиалинии Украины” (МАУ, Киев). Об этом говорится в опубликованных рекомендациях Антимонопольного комитета Украины от 14 июня.
“Другим авиаперевозчикам скидки к аэропортовым сборам не предоставлялись”, – констатируется в документе.
АМКУ напоминает, что в Украине с конца 2012 г. решением Мининфраструктуры и Минэкономразвития руководителям аэропортов было разрешено предоставлять авиакомпаниям скидки к аэропортовым сборам до 80%. Речь идет о сборах за посадку-взлет; за обслуживание пассажиров в аэровокзале; за обеспечение авиационной безопасности и за сверхнормативную стоянку воздушных судов.
Антимонопольное ведомство отмечает, что в рамках исследования рынка пассажирских авиаперевозок запрашивало у министерств обоснование этих скидок, однако не получило его.
“Предоставление возможности руководителям аэропортов применять до 80% скидки к аэропортовым сборам при отсутствии расчетов экономической эффективности, а также без анализа влияния на рынки предоставления специализированных услуг в аэропортах Украины и на рынки перевозок пассажиров авиационным транспортом может свидетельствовать о необоснованно завышенном размере предельных ставок аэропортовых сборов”, – считает АМКУ.
По результатам исследования вопроса предоставления таких скидок, комитет установил, что некоторые аэропорты одним авиаперевозчикам предоставляют такие скидки на регулярные рейсы, другим – нет.
В качестве примера ведомство приводит отказы “Борисполя” авиакомпаниям “Роза ветров” и “Днипроавиа” соответственно в 2013 г. и ноябре 2016 г.
“Международный аэропорт “Борисполь” продолжает по своему усмотрению предоставлять скидки к аэропортовым сборам только одной компании”, – заявлял АМКУ по состоянию на 14 июня.
Ведомство напомнило о рекомендациях ІАТА, согласно которым скидки могут быть поддержаны только, если они не нарушают условий честной конкуренции, не являются дискриминационными и применяются обоснованно. Помимо этого, они могут вводиться после консультаций со всеми авиакомпаниями и согласования четких измеряемых целей, связанных с такими скидками и преференциями.
АМКУ также указывает на необходимость проверки соблюдения политики ІСАО по сборам: преференции должны быть недискриминационными, справедливо распределенными среди всех пользователей и ограниченными во времени, по объемам и количеству. Среди других условий – проведение анализа влияния на операционную деятельность и сетевой эффект участников авиаперевозок, публикация всех деталей о системе преференций на сайтах аэропортов и возможность обратиться к независимому регулирующему органу в случае, если авиакомпании не согласны с решением аэропорта.
Аэропорт “Борисполь” в начале мая утвердил положение о применении понижающих коэффициентов к аэропортовых сборам на период до апреля 2022 г. или достижения пассажиропотока в 20 млн. Соответствующий документ подписал и. о. первого заместителя гендиректора Евгений Дыхне, возглавлявший аэропорт до марта, когда его новым гендиректором по итогам конкурса стал Павел Рябикин.
Согласно положению, “Борисполь” предложил 80% скидку к пассажирскому сбору за транзитного пассажира. Для уже существующих рейсов скидка к пассажирскому сбору зависит от прироста обеспечиваемого авиакомпанией пассажиропотока: до 100 тыс. чел. она нулевая, от 100 до 300 тыс. – 10%, от 300 тыс. до 600 тыс. – 20%, от 600 тыс. до 1,2 млн. – 30%, от 1,2 млн. до 2,4 млн. – 40%, от 2,4 млн. до 4,8 млн. – 50% и свыше 4,8 млн. – 60%.
Для новых международных рейсов (минимум раз в неделю в пункт, расположенный на расстоянии от 100 км от существующей сети) скидка к сбору за взлет-посадку и пассажирскому сбору в первый год составляет 80%. Во второй год она уменьшается до 60%, третий до 40% и четвертый до 20%, однако если авиакомпания сможет обеспечить ежегодный прирост пассажиров на новых рейсах в 150 тыс., то избежит такого уменьшения.
Помимо этого, Мининфраструктуры в середине июня понизило предельный размер пассажирского сбора для “Борисполя” для международных рейсов с $17 до $13, для транзитных пассажиров до $8,5. Оно также разрешило аэропорту предоставлять до 30% скидки на чартерные рейсы.
Руководство “Борисполя” после опубликования рекомендаций АМКУ сообщило, что уточнит свою публичную оферту о предоставлении скидок, отметив, что антимонопольное ведомство не знало о майском приказе. (БизнесЦензор/Транспорт Украины и мира)