Последние повышения цен на сжиженный газ для автомобилей, поставили под сомнение целесообразность установки ГБО. Auto-Consulting выяснил причины подорожания газа, и ценовые перспективы этого топлива на ближайшее время.
Цифры в районе 16-18 грн./л сжиженного газа на АЗС шокировали многих автомобилистов. Ведь за месяц газ подорожал фактически вдвое. И дело не только в увеличении сроков окупаемости установленного на транспортных средствах ГБО. Под вопросом сама целесообразность использования газа. Ведь цены на голубое топливо почти вплотную приблизились к дизелю.
Версий на эту тему было много: от передела рынка и сговора монополистов-трейдеров до политического заговора. И судя по тому, что в “теме” вдруг оказались народные депутаты, весьма “далекие от топливного бизнеса”, интерес политиков в этом тоже есть.
Но в Auto-Consulting привыкли доверять только цифрам. Эксперты топливного рынка не сообщают ничего оригинального: выросли оптовые цены на фоне огромного дефицита. Эта ситуация хорошо известна по бензину и дизелю. Когда цены на нефть росли – они дорожали. Правда, когда цены на нефть падали, причем до исторически низких уровней, на снижении стоимости топлива это не очень отражалось. Еще одна причина – рост отечественного газового рынка. За последние 3 года – вдвое. Благодаря ГБО те, кто много ездит, пытаются снизить стоимость перевозок.
По словам директора консалтинговой группы “А-95” Сергея Куюна, за последние 3 года, газ подорожал почти вдвое. Все эти годы цена газа была 35-40% стоимости бензина А-95. В то время, как нормой является 50-60%. По словам Куюна, экономический кризис подтолкнул владельцев автомобилей к дешевому топливу – газу. Но рынок не успевает за таким ростов объемов. А сегодня в разгар сезона открылось сразу несколько проблем, которые сразу же вылились в глубокий дефицит и рост цен.
По словам Сергея Куюна, в начале года РФ осталась единственным экспортером газа в Украину. “Роснефть” продает нам газ через швейцарскую компанию Proton Energy. Ее объемы – примерно 40 тыс. т в месяц. А это – всего около 25% от потребления. В лучшие времена, по данным Сергея Куюна, они поставляли к нам 70 т в месяц. А это было 50-60% рынка.
Еще одной причиной роста цен Сергей Куюн назвал нелегальные компании. Их очень много на оптовом и розничном рынках. И именно из-за них последние три года цена на сжиженный газ была такой низкой. Ведь дешевизна достигалась главным образом неуплатой налогов.
Кто там ругал “подзаборные” заправки? От них, оказывается, есть польза. Они сдерживают рост цен на газ на официальных АЗС. Хотя и далеко не всегда могут похвастаться необходимым качеством топлива. Поэтому, их клиенты – те, кто готов платить за риск и участвовать в своеобразной рулетке: повезет – не повезет. И, в основном, это либо наемные водители, либо – владельцы очень не новых и не дорогих авто. Которые не жалко угробить. А низкие цены на автогаз не способствовали большим инвестициям в развитие инфраструктуры по его хранению, со стороны крупных сетей. В результате, когда возник дефицит, газа в стране оказалось очень мало.
А вот почему его так мало, рассказал в интервью порталу Encorr руководитель самого крупного трейдера.
Глава Proton Energy Нисан Моисеев считает, что основная причина дефицита газа в традиционных для Украины источниках его поставок: России, Беларуси, Польше. Ряд заводов здесь остановился на сезонные ремонты, это уже вызвало рост цен в Европе и Черноморском регионе на 10-15%. Украинский кризис подхлестнули и сугубо внутренние факторы: сезонный рост потребления, нехватка подвижного состава. Отдельная тема – хранилища.
При пиковом потреблении 150 тыс. т в месяц резервуарный парк в Украине, по данным Моисеева, всего 40 тыс. т. В период низких цен можно было бы делать запас и плавно проходить пик потребления. Однако нехватка хранилищ предопределяет дороговизну услуг по хранению и рискованность создания запасов. Что касается российских объемов в Украине, то в 2017 г. они снизились: по данным таможни за 7 месяцев из России было импортировано 365 тыс. т против 395 тыс. т за аналогичный период прошлого года. Доля российского газа в общем объеме импорта, по данным господина Моисеева, снизилась с 71% до 58%.
Сегодня в Украине любой, у кого есть деньги на одну машину газа, – уже начинает импортировать. Это подтверждают данные таможни: в 2017 г. сжиженный газ импортировали более 90 компаний, в 2016 г. импортеров было меньше.
По мнению Сергея Куюна, украинский рынок должен строиться без расчета на Россию. И в этом с ним сложно спорить. Но мы в который раз наступаем на одни и те же грабли. Поэтому, не исключено, что совсем скоро в объявлениях “Установка ГБО не дорого”, первое слово заменят на “демонтаж”.
По прогнозам экспертов, газ будет и дальше дорожать. Ведь, вопрос поставок не решается: во-первых, нет ж/д вагонов, чтобы дополнительно завезти необходимое количество газа; во вторых, и в Польше, и в Беларуси газ сейчас тоже в дефиците. И трейдеры вместо того, чтобы искать пути увеличения поставок (и решения проблемы), просто повышают цены. Не смотря на это, эксперты прогнозируют стабилизацию розничных цен к середине сентября. Ведь нынешняя стоимость автогаза побила все антирекорды.
Интересно, что ряд политиков в связи с подорожанием сжиженного автомобильного газа предлагают провести акции протеста. Интересно против кого. Против России, которая снизила импорт его в Украину? Или против трейдеров, которые повышают цены, так как не могут завезти его в достаточном количестве.
Но ко второй половине сентября в Украину прибудет несколько танкеров с сжиженным газом. Правда, цена его не будет низкой, но дефицит снимет. Увы, но Украина в очередной раз столкнулась с проблемой импортозависимости на топливном рынке, где от нас ничего не зависит. (Auto-Consulting/Транспорт Украины и мира)