Перед началом реформы таможенной системы Украины необходимо провести комплексный анализ соответствия действующей системы критериям customs blueprints. Такое мнение в блоге на сайте “Новое время” высказал и. о. начальника Киевской городской таможни ГФС Сергей Тупальский.
“Сustoms blueprints должны быть использованы не в качестве прямых инструкций. Но в качестве критериев для определения проблем и недостатков существующей системы в каждой из ключевых сфер деятельности и мероприятий для улучшений в них. Речь сейчас должна идти о полноценном диагностирования состояния таможенной системы”, – написал Тупальский.
Он добавил, что необходимость реформирования существующей таможенной системы страны очевидна всем, кто хоть раз имел с ней дело. “Обобщить все причины необходимости реформы можно так: существующая таможенная система, начиная от законодательной базы и организационной структуры таможни в составе Государственной фискальной службы Украины и заканчивая вопросом подготовки кадров, неэффективна. Свои дополнительные, более детализированные и конкретные аргументы могут привести все, кто имеет отношение к таможенному делу от начинающего брокера и инспектора на таможенном посту до члена Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики и руководителей министерств”, – отметил Тупальский, добавив, что, при этом, в профессиональной и экспертной среде нет консенсуса о том, как именно провести эту реформу.
Со своей стороны Тупальский считает, что после комплексной диагностики соответствия действующей системы критериям customs blueprints должна последовать комплексная же реформа. Однако при этом он указывает на то, что хотя Украина и взяла на себя обязательства по использованию customs blueprints в ходе реформы таможни, критерием эффективности новой системы будет не соответствие букве документа, а качество защиты экономических интересов Украины.
“Сustoms blueprints в обобщенном виде описывают передовую практику стран-членов ЕС в таможенной сфере. Но одновременно они не применяются в полной мере ни в одной европейской стране… В Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС наша страна взяла на себя обязательства использовать customs blueprints при реформировании таможни. Но порядок их применения не уточняется. В этом контексте следует понимать, что принципы и подходы документа позволяют проводить реформирование таможенной системы постепенно или комплексно. Какой подход выбрать – это все еще дискуссионный вопрос. С одной стороны, реформирования отдельных сфер будет более быстрым и потребует меньше ресурсов. Но, по моему мнению, таможенная система Украины нуждается именно в комплексной реформе. Реформе, которая позволит превратить украинскую таможенную систему на такую, которая обеспечит эффективную защиту экономических интересов нашего государства”, – резюмировал Тупальский. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)